Рождение фарфора в России

                 Достопримечательности и интересные места

porcellino1

     Главный компонент фарфора, каолин (белая глина), применялся в России в качестве сырья для производства посуды и печных изразцов с XVI века. При Петре I начинаются попытки воспроизвести европейский фарфор на российской почве. В 1723 году первый российский император издал указ о всемерной поддержке предпринимателей, которые смогли бы наладить производство фарфора в России с использованием местного сырья.
     Первым российским предприятием, выпускавшим фарфор, стала Невская порцелиновая мануфактура, построенная недалеко от Санкт-Петербурга в 1744 году по указу императрицы Елизаветы. Белый фарфор в то время назывался в России порцелином (от итальянского «porcellino», поросёнок). Мануфактура стала третьим в Европе предприятием (после Мейсенской и Венсенской мануфактур), освоившим производство изделий из фарфора.

porcellino2

porcellino3

     Слово «фарфор» заимствовано из фарси. Иранские купцы, привозившие в Россию посуду из Китая, называли её «фахфур».
     Руководить мануфактурой был приглашён саксонский мастер Христиан Конрад Гунгер, имевший немалый опыт работы в Мейсене. Как обычно поступали в России в подобных случаях, в помощники ему дали молодого учёного Дмитрий Виноградова, соученика Ломоносова, чтобы он мог перенимать опыт у маститого немца.
     В 1746 году Виноградов воспроизвёл процесс изготовления фарфора. После долгих лет упорного труда виноградовский фарфор уже не уступал саксонскому по качеству. В 1752 году Дмитрий Виноградов выпустил первую в Европе научную работу, посвящённую теоретическому обоснованию и описанию изготовления фарфора. Технология производства фарфора перестала быть тайной, и в России начинают появляться новые мануфактуры.
     Невская мануфактура на первых порах довольствовалась «малыми формами» — здесь производились пуговицы, чашки, табакерки и т. п. В 1756 году Д. Виноградов соорудил большой горн, и Невская мануфактура стала выпускать целые сервизы. Первый сервиз, получивший позже название «Собственный», был создан специально для Елизаветы. По указу Екатерины II мануфактуру реорганизовали и расширили с целью налаживания массового производства, а в 1765 году её переименовали в Императорский фарфоровый завод.
     Не отстали от государства и частные предприниматели. Первое частное производство фарфора было организовано в 1754 году в принадлежавшей князьям Урусовым деревне Вербильцы под Москвой. В 1766 году производство выкупил Френсис (впоследствии Франц Яковлевич) Гарднер, английский коммерсант, связавший свою жизнь с Россией. Он реорганизовал кустарную мануфактуру в фабрику, ставшую позже знаменитой в качестве изготовителя широко известного гарднеровского фарфора.

porcellino4

porcellino5

     Таковы были первые шаги фарфора в России. Прошло не так много лет, и производители русского фарфора добились международного признания, неоднократно удостаивались золотых медалей всемирных выставок. Среди их изделий немало настоящих шедевров, украшающих экспозиции музеев и коллекции ценителей старинного фарфора России.
     Впоследствии в России возникло множество фарфоровых фабрик, государственных и частных. Некоторые из них стали широко известными, некоторые просуществовали совсем недолго, но каждая из них внесла свой вклад в историю фарфора…
      Дулёвский фарфоровый завод основан в 1832 году выходцем из Гжели Терентием Кузнецовым, задумавшим наладить массовое производство фарфора. И уже через 20 лет он сделал завод ведущим предприятием России. Фарфор завода отличался благородной простотой — ослепительная белизна сочеталась с великолепной позолотой и равномерным, насыщенным блеском глазури. Но для успешного сбыта посуды требовалась иная роспись — более яркая, броская. Поэтому акцент был сделан на самобытность, народное творчество, национальные особенности и традиции, в результате чего родился неповторимый дулевский стиль — «агашки». От этих бесхитростных агашек и розанов, от народного письма по керамике пошли все дулевские рисунки, в них — душа Дулёвского фарфорового завода. Наибольшее развитие завод получил при управлении Матвеем Кузнецовым, который создал Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий. Цеха завода были оснащены новым оборудованием из Франции.
      В 1902 году М.С. Кузнецов был включен в почётный список поставщиков императорского двора. Для реализации своих замыслов он приглашал на работу известных художников, в том числе знаменитого русского художника М.А. Врубеля.
      После национализации в 1918 году предприятие получило название Дулёвский Государственный фарфоровый завод. В 1923 году постановлением Центральной комиссии по пересмотру стекольно-фарфоровой промышленности Северо-Западных, Северных и Центральных районов от 26 октября, было образовано Объединение государственных фарфорово-фаянсовых фабрик центрального района РСФСР «Центрофарфортрест», в состав которого вошёл Дулёвский завод.
      В 1924 году Распоряжением «Центрофарфортреста» № 2 от 23 января, завод стал именоваться – Фабрика имени газеты «Правда». Такое название предприятие сохраняло до 1992 года, с 1992 года – АО «Дулёвский фарфор».

porcellino6

porcellino7

porcellino8

porcellino9

porcellino10

     1920-е годы – наиболее сложный период в жизни завода. В первую очередь, это было связано с переустройством всей фарфорово-фаянсовой промышленности в целом: специализация фабрик, стандартизация продукции, сокращение ассортимента выпускаемых изделий и реконструкция форм. Формы упрощались, их основным объёмом становился цилиндр, лепной декор сводился к минимуму, скульптурные детали исключались.
      Кроме того, к 1920 году Дулёвский завод, наряду с остальными предприятиями, резко ощущает нехватку сырья.
      В результате целого ряда изысканий залежи лучшего каолина, кварца и полевого шпата были обнаружены на Урале. Ведутся исследования и в области отечественных красок. Именно на дулёвском предприятии была создана специальная лаборатория, которая уже к середине 1920-х годов наладила выпуск красок и удовлетворяла спрос почти всех фарфоро-фаянсовых заводов.
      Параллельно с работой по отбору и изменению форм, подобная процедура была проделана и с рисунками. Среди них отбирались наиболее ходовые и массовые, а также разрабатывались новые, в основном цветочный декор, наносимый механическим способом. Однако наряду с новыми, продолжают применяться «буржуазные» сюжетные деколи, которые были распространены в начале ХХ века.

porcellino11

     
     Мой канал в TELEGRAM, комментируйте и обсуждайте вопросы, связанные с фотографией и путешествиями.
     Краткие анонсы статей о новых впечатлениях от фотопутешествий можно отслеживать, подписавшись на мой канал в Дзен
     Если Вам понравились статьи и фотографии, подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов

     
     

Мир глазами фотографа