Достопримечательности и интересные места
152901. Ярославская область, г. Рыбинск, Волжская набережная, 2
https://www.rybmuseum.ru/ru/
История
В 1970-1980-е гг. музей возглавлял капитан 1 ранга И.Б. Рабинович, который писал о музее в своей книге «Хранители»: «Весьма привлекательна биография Рыбинского историко-художественного музея. О нём говорят, что он дважды рождённый. Впервые – 17 октября 1910 года. В этот день в газете «Вестник Рыбинской биржи» было опубликовано сообщение: «Сегодня, 17 октября, Рыбинское отделение Ярославского естественно-исторического общества открывает для осмотра публики свой музей. Он открыт по воскресеньям с 1 часу до 3-х. Посетителям даются объяснения».
Таким образом группой энтузиастов во главе с учителем местной гимназии, личностью замечательной, Николаем Николаевичем Розовым был организован в небольшой комнатке коммерческого училища естественно-научный музей. К 1913 году в музее уже можно было выделить 5 отделов: минералогический, геологический, зоологический, ботанический и антропологический, в которых было около 10 тысяч предметов.
После революции в окрестных усадьбах и особняках местных промышленников осталось много ценных памятников произведений культуры и искусства, которые необходимо было сохранить. И 18 июля 1920 года в городе открывается художественно-исторический музей. Инициаторами его создания были директор Ростовского музея древностей Дмитрий Алексеевич Ушаков, которого сюда забросила служба, и рыбинский писатель Алексей Алексеевич Золотарёв. Неоценимую помощь в создании музея оказал заведующий отделом народного образования Константин Иванович Бухарин. Благодаря его хлопотам для музея был отведён бывший купеческий особняк на нынешней улице Чкалова.
Основой музейного собрания стали художественные ценности – картины, мебель, бронза, фарфор, ткани, старинное оружие – из богатейших в Ярославской губернии усадеб: Петровское, бывшее имение Михалковых; Борисоглеб и Иловна, некогда принадлежавшие графам Мусиным-Пушкиным; Сосновец, Пошехонского уезда, помещиков Лихачёвых.
Только из имения Михалковых в музей поступило до 400 гравюр XVII-XIX вв. английских, французских и итальянских художников; голландская живопись, фарфор фамильный заводов Гарднера и Попова, а также китайский, немецкий, итальянский – свыше 90 единиц; оригинальные изделия из стекла – до 30 единиц, бронзы (часы, канделябры) – до 30 единиц; большая коллекция оружия – от древнего холодного и огнестрельного до современного охотничьего, дуэльные пистолеты в обтянутых бархатом футлярах; изумительной красоты и художественного совершенства мебель из карельской берёзы и красного дерева.
Огромную научную ценность имела поступившая в музей библиотека Михалковых. По количеству и ценности содержавшихся в ней книг это была вторая библиотека в России. Она была завещана в дар Рыбинскому музею в 1918 году Владимиром Сергеевичем Михалковым, отцом известного поэта Сергея Владимировича Михалкова.
Посетив музей в 1983 году, актёр и кинорежиссёр Никита Сергеевич Михалков с гордостью рассказывал нам о своём дворянском роде, живо интересовался художественными ценностями, поступившими в музей из имения его предков, хотя скромно умалчивал, что является их прямым наследником.
Из имения Мусиных-Пушкиных и Лихачёвых в музей поступили главным образом портреты работы русских художников XVIII века и мебель.
Музей располагает также произведениями выдающихся русских художников второй половины XIX века И. Айвазовского, Н. Ге, И. Шишкина, В. Верещагина, И. Репина, Н. Пимоненко, В. Маковского, А. Попова, Ф. Журавлёва; художников рубежа XIX-XX веков Н. Рериха, С. Судейкина, В. Беляницкого-Бирули, З. Серебряковой, П. Кончаловского; скульпторов Е. Лансере, И Ковшенкова и др.
Как они попали в Рыбинский музей, осталось загадкой. Многочисленные исследования этих поступлений сотрудниками музея не дали результата. В книге поступлений значится только дата – 1920 год, но ни слова не сказано, откуда и от кого эти картины. Правда, есть легенда, которая передаётся из уст в уста, и не исключено, что в ней есть доля истины. Рассказывают, что в октябре 1919 года, когда шла гражданская война, Юденич подходил к Петрограду и нависла угроза захвата города, по указанию советского правительства, чтобы сохранить в безопасности национальные богатства России, часть из них решено было эвакуировать. Наиболее ценные художественные произведения были упакованы, погружены на баржи и отправлены по Мариинской системе, по Волге вглубь России. Но в районе Рыбинска на одной барже произошла авария, она потеряла ход, долго стояла у Рыбинского причала, но отремонтировать её не удалось. Наступила зима, Волга покрылась льдом. И тогда администрация города приняла решение передать все художественные ценности, находящиеся на борту баржи, в Рыбинский музей. Так они здесь и прописались на постоянное хранение. А в книге поступлений появилась запись о том, что в 1920 году собрание картин Рыбинского музея пополнилось из государственного музейного фонда Петрограда.
В 1927 году два самостоятельно существующих музея – естественно-научный и художественно-исторический – слились в единый краеведческий, а в 1959 году, с учётом размера и значимости коллекций, он был преобразован в историко-художественный.
Музей расположился на Волжской набережной в помещении бывшего гостиного двора – большом двухэтажном здании с широкими лестницами и анфиладой высоких просторных залов на первом и втором этажах.
Прошли годы, состарилось здание, построенное в конце XIX века и прослужившее музею много лет верой и правдой. Появились трещины в толстых метровых стенах, подвалы стали заливать грунтовые воды. Специалисты решили, что требуется капитальный ремонт, который займёт несколько лет.
Музею надо переезжать в новое помещение. Куда? Через дорогу, всего в десятке метров, на берегу Волги величественно возвышается здание бывшей биржи – самое нарядное в Рыбинске здание, памятник архитектуры, построенный в 1911 году по проекту академика архитектуры А.В. Иванова в неорусском стиле.
Удивительное сочетание монументальности и лёгкого изящества, строгости и яркой многоцветной красочности невольно привлекает взгляд. Серо-коричневой плитке, которой облицовано здание, оригинальность и неповторимость придают 211 цветных изразцов с изображением двуглавых орлов, трав, цветов, бусин. Высокие ступени парадного входа выполнены из чёрного «путиловского» камня. А со стороны Волги мощный цоколь из дикого камня создаёт ощущение надёжности и неприступности этого «русского терема». И вот в Рыбинском историко-архитектурном художественном музее-заповеднике новоселье. Третье рождение музея.»
https://www.rybmuseum.ru/ru/sobytiya/poster/item/1850
Подписывайтесь на мой канал в TELEGRAM, комментируйте и обсуждайте вопросы, связанные с фотографией и путешествиями.