Достопримечательности и интересные места
г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, 1.
Одно из самых известных произведений русского барокко и один из красивейших храмов Санкт-Петербурга.
Множество ступеней ведут на площадку звонницы Смольного собора. Сначала подъём идёт по каменным лестницам, потом — винтовая.
Особенно впечатляют несколько последних пролётов. Мне нисколько не стыдно признаться, что они дались мне с трудом, было страшно подниматься по железным лестницам, расположенным по периметру здания, последний пролёт расположен поперёк лестничного колодца. Вместе со мной поднимались на звонницу ещё несколько человек, не все решились подняться по последним ступеням.
Но мне было бы обидно отступить от намеченного плана, тем более, что день выдался необыкновенно солнечным.
Немного истории.
Впервые о строительстве Смольного собора задумалась дочь Петра I Елизавета Петровна. На месте «Смольного дома» – дворца, в котором она провела юность, императрица хотела видеть величественный монастырь, где в тишине и покое завершились бы её дни — в одном из красивейших мест на берегу Невы.
По планам, Воскресенский Новодевичий монастырь предназначался для 120 девушек из благородных семей. Для каждой из них требовались отдельные апартаменты с комнатой для прислуги, кухней и кладовой. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней, а также отдельный дом для императрицы. Архитектором для столь сложного проекта выбрали Франческо Растрелли.
Смольный собор заложили 30 октября1748 года. Здание вместимостью до 6000 человек и высотой 93,7 метра решили расположить в центре монастырского двора. Смольный – одно из самый высоких исторических зданий Петербурга.
Собор без отделки был готов ещё к 1757 году. Но с началом Семилетней войны с Пруссией из-за недостаточного финансирования строительные работы замедлились. В начале 1762 года умерла императрица Елизавета Петровна.
После её смерти работы постепенно остановились. С 1762 года после отъезда Растрелли в Италию главным архитектором Смольного собора назначили Ю.М. Фельтена. Был оштукатурен фасад собора, выполнены модели украшений для церковных глав, а также модели скульптурных украшений для фасадов собора по рисункам Растрелли.
Внутреннюю отделку Смольного собора завершили лишь в 1835 году при Николае I, спустя почти 90 лет после его закладки. За это время состояние здания постоянно ухудшалось: то на сводах появились трещины, грозящие обрушением; то высокие подвалы затапливались водой.
В 1764 году в монастырских корпусах, окружающих собор, возникло первое высшее женское учебное заведение России – Императорское воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт благородных девиц Петербурга). Здесь учились девушки благородного и мещанского происхождения.
Общество было создано для того, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Позднее Екатерина II учредила училище для девиц низших сословий, располагавшееся в здании, построенном рядом и названном Александровским институтом. Выполнено оно было в стиле раннего классицизма по проекту Фельтена.
Третья часть ансамбля – здание Смольного института. Построено оно в классическом стиле по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Центральную часть здания украшает восьмиколонный ионический портик с фронтоном. Во времена революции 1917 года здесь размещался Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.
В 1922 году иконостасы, хрустальная балюстрада, проповедническая кафедра храма были разграблены. Помещения монастыря использовались под склад. Иконостас храма был демонтирован только в 1972 году. В 1990 году в соборе открылся концертно-выставочный комплекс.
В июле 2001 года во время урагана с центрального купола собора упал шестиметровый золоченый крест, в крест попала молния, его основание надломилось, и крест вонзился в кровлю. В апреле 2004 крест вернули на место после реставрации.
До 2015 года в стенах исторического здания звучал орган, проводили концерты хоровой музыки, организовывали выставки живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, а также научные и историко-художественные музейные выставки.
В 2015 году было принято окончательное решение о передаче Смольного собора в ведение Русской православной церкви. В январе 2016 года, в день святой мученицы Татианы, Смольный собор был передан Русской православной церкви.
В 1991 году при концертно-выставочном зале «Смольный собор» был создан камерных хор, получивший наименование Камерный хор Смольного собора. В 2015 году, после того как Смольный собор был передан РПЦ, Камерный хор Смольного собора лишился места своего базирования и был вынужден сменить название. С 1 мая 2016 года хор носит новое название – Концертный хор Санкт-Петербурга.
Хор под руководством Владимира Беглецова и оборудование для концертов, после долгих поисков помещения, предложили разместить в зале здания дореволюционной Городской думы на Невском проспекте, которое было отреставрировано по заказу Сбербанка для находящегося в здании Думы одного из подразделений данного финансового учреждения; в части думского здания ранее располагалась переехавшая затем в Выборгский район города городская Государственная филармония для детей и юношества под руководством артиста Юрия Томошевского.
Орган Monarke фирмы Johannus, созданный лучшими голландскими мастерами для петербургского Смольного собора, но демонтированный и вывезенный оттуда в январе 2016, теперь зазвучит под сводами базилики св. Екатерины на Невском проспекте, д. 32/34.
Источники:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Смольный собор
2. https://nevnov.ru/456419-demontirovannyi-iz-smolnogo-sobora-organ-teper-budet-zvuchat-v-bazilike-sv-ekateriny
3. https://saint-petersburg.ru/m/history/emtsov/372216/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов