Достопримечательности и интересные места
Санкт-Петербург, Летний сад, Литер А
https://www.rusmuseum.ru/summer-garden/history/
В 1704 году Петр I приказал разбить для себя большой сад, подобный прославленным западноевропейским паркам того времени, и сам наметил его первоначальный план. Над осуществлением проекта работали русские и иностранные архитекторы и садовники: И. Матвеев, Д. Трезини, Ж.-Б. Леблон, А. Шлютер, М. Земцов, Ф.-Б. Растрелли, садовники Я. Роозен, И. Сурьмин, К. Шредер, И. Яковлев, П. Лукьянов, и другие. Уже через несколько лет своего существования Летний сад стал центром политической и официальной жизни, придворных церемониалов и торжеств.
Первый профессионально выполненный проект сада принадлежит голландскому садовнику Яну Роозену (1713-1714 г.г.). В 1717 г. царь Пётр собственной рукой внёс исправления в план будущего Летнего сада и впоследствии тщательно следил за его обустройством, вникая во все хозяйственные мелочи.
Планировка сада проста: от Невы вглубь территории ведут три параллельно расположенные прямые аллеи, их пересекают несколько перпендикулярных. Естественной границей сада с севера и востока стали реки Нева и Фонтанка. На западе и на юге сад ограничен искусственными протоками — Лебяжьей канавкой и каналом, соединившим Фонтанку с истоком реки Мойки. Северная часть сада, примыкающая ко дворцу и более парадно обустроенная, носила название Первого Летнего сада. Южная часть, в которой наряду с садовыми затеями находились хозяйственные постройки и фруктовый сад, именовалась Вторым Летним садом. Их разделял Поперечный канал, не соединявшийся с Фонтанкой.
В соответствии с правилами изящного садоводства, аллеи Летнего сада были сплошь обсажены ровно подстриженным кустарником — своеобразными зелеными стенами, так называемыми шпалерами. Четыре участка, ограниченные стенами шпалер, — боскеты, были заняты разнообразными садовыми затеями. В боскете «Менажерийный пруд» находился овальный пруд, в центре которого располагался островок с беседкой; в другом боскете помещался «Птичий двор» с голубятней и домиками для птиц. Боскет «Крестовое гульбище» пересекали шедшие крест-накрест огибные дороги — аллеи-туннели, сводами которых служили оплетающие каркас ветви деревьев. В центре журчал одноструйный фонтан, украшенный скульптурой. Самым нарядным был боскет «Французский партер» с позолоченной скульптурой, каскадом и цветником. Аллеи Первого Летнего сада украшали привезённые из Италии мраморные статуи и бюсты. На пересечении центральной аллеи с боковыми аллеями били фонтаны.
Ко времени правления императрицы Елизаветы Петровны деревья подросли и окрепли, исправно действовали фонтаны. По проекту Ф.-Б. Растрелли были заново разбиты цветники сложного геометрического рисунка — партеры, располагавшиеся вдоль Лебяжьей канавки напротив фасада Второго Летнего дворца. С юга партерный участок замыкался Амфитеатром — каскадом, украшенным скульптурными бюстами римских императоров (арх. Ф.-Б. Растрелли). Основное строительство переместилось в то время за Мойку, на территорию Третьего Летнего сада (современный Михайловский сад и сад вокруг Михайловского замка). Здесь в 1740-е г.г. Ф.-Б. Растрелли построил новый Летний дворец Елизаветы.
Расцвет Летнего сада, приходившийся на вторую половину XVIII в., постепенно отошёл в прошлое. Европа увлеклась пейзажными парками, старые регулярные сады вышли из моды. Судьбу Летнего сада усугубило разрушительное наводнение 1777 г., от которого сильно пострадали посадки, статуи, фонтаны. Екатерина II приказала посадки восстановить, а фонтаны разобрать. К началу XIX в. сад лишился многих статуй, всех старинных затей и увеселительных сооружений. Из прежних построек оставался лишь петровский Летний дворец и обветшавший Грот. В то же время, в эпоху Екатерины II Летний сад получил новое украшение — великолепную ограду со стороны Невы (арх. Ю. Фельтен, 1770-1784 г.г.). От именного указа императрицы Екатерины II о сооружении ограды, последовавшего в 1770 г., до полного завершения работ прошло 16 лет. Проект неоднократно перерабатывался. Сохранилось более десятка чертежей, отразивших этапы этой работы. В 1775 г. приступили к забивке свай и устройству фундамента. Цоколь ограды, колонны и венчающие их вазы были высечены из «дикого камня» — так в XVIII в. называли красный гранит выборгских месторождений. Звенья ограды и ворота выковали из железа в Туле. Бронзовые золочёные украшения оживляют строгий облик решетки Летнего сада.
В XIX в. Летний сад становится любимым местом прогулок горожан. Он продолжает развиваться уже в качестве публичного городского сада «для прилично одетой публики». По указанию императора Николая I в саду проводятся большие работы. В 1826 г. остатки Грота перестраиваются архитектором К. Росси под кофейню (Кофейный домик). В 1827 г. неподалеку возводится деревянный Чайный домик (арх. Л. Шарлемань). Со стороны Мойки сад обносят чугунной оградой (арх. П. Базен, Л. Шарлемань, 1826 г.). В 1839 г. у южных ворот сада была поставлена ваза из порфира — подарок Николаю I от шведского короля Карла-Иоганна XIV. Ваза была изготовлена в городе Эльфдален (Швеция) и носит название Эльфдаленская. В 1855 г. на одной из площадок сада установили памятник И. А. Крылову, созданный скульптором П. Клодтом. Это был первый в России памятник знаменитому литератору.
В 1917 г. Летний сад потерял статус «императорского».
В наводнение 1924 г. в саду погибло до 600 деревьев, были опрокинуты и повреждены статуи и бюсты. С 1934 г. восстановлением сада занималась дирекция Летнего сада и Дворца-музея Петра I.
В начале Великой Отечественной войны в течение двух месяцев статуи и бюсты укрыли в земле. В саду была расположена зенитная батарея. После войны Летний сад был полностью восстановлен. Статуи и бюсты вернулись на свои места.
С 2011 года мраморные скульптуры для сохранности уникальной коллекции находятся в Михайловском замке. В настоящее время коллекция насчитывает 92 скульптуры.
Источник: https://www.rusmuseum.ru/summer-garden/history/
Летний сад великолепен в любое время года, здесь можно посмотреть на осенний Летний сад
Мой канал в TELEGRAM, комментируйте и обсуждайте вопросы, связанные с фотографией и путешествиями.