Особняк купцов Тарасовых, Здание Института Африки РАН

                 Достопримечательности и интересные места

      Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1

tarasovy-house1

     Продолжаю цикл фоторассказов: «Экскурсии с Ириной Стрельниковой»
     Благодаря Ирине, мы побывали уже в особняке Марков-Вогау (Российском музее медицины), в усадьбе А.В. Морозова, в особняке купца В.Д. Носова и в особняке Н.Д. Стахеева
     История здания
     В 1907 году екатеринодарский купец первой гильдии Гавриил Тарасов купил участок на углу Спиридоновки (тогда Спиридоновская улица) и Большого Патриаршего переулка в Москве.      По его заказу в 1908–1912 годах архитектор Иван Жолтовский возвёл роскошную усадьбу в традициях итальянского ренессанса. Гавриил Асланович умер в 1911 году, не дожив до конца строительства. Достраивали дом уже сыновья Тарасова.

tarasovy-house2

     О заказчике напоминает латинская надпись на парадном фасаде «GABRIELUS TARASSOF FECIT ANNO DOMINI…», что означает: «Габриэль Тарасов сделал лета Господня…». Цифры с датой строительства утрачены.

tarasovy-house3

     В ежегоднике «Московский архитектурный мир» за 1912 год особняк Тарасова назван «сказкой былых времён».
Дом на Спиридоновке вошёл в число богатейших и интереснейших с точки зрения архитектуры сооружений Москвы того времени. На первый взгляд, Иван Жолтовский возвёл копию палаццо Тьене, который архитектор Андреа Палладио построил в городе Виченце в XVI веке. Однако московский особняк представляет собой скорее вариацию Жолтовского на тему конкретного ренессансного дворца и его размышления об архитектурном наследии Палладио в целом.

tarasovy-house4

     Известно, что Жолтовский в доме Тарасовых изменил пропорциональные отношения верхнего и нижнего этажей. Об этом рассказывает (вероятно, со слов самого архитектора) Г.Д. Ощепков в прижизненной книге 1955 года о Жолтовском: «Общую композицию этого дома мастер задумал выполнить в полном соответствии с палаццо Тьене, выстроенным Палладио в Виченце, но совершенно изменив при этом его пропорции. Об отношениях так называемого «золотого сечения» он знал в то время ещё очень мало. Зато он помнил, что при изучении Дворца дожей в Венеции ему очень понравилось пропорциональное соотношение его верхней и нижней частей. По произведённому тогда в натуре промеру И.В. Жолтовский установил, что нижняя часть этого дворца на 1/13 больше по высоте, чем его верхняя часть. Палаццо Тьене, наоборот, имеет небольшую нижнюю и большую верхнюю часть. Для вновь проектируемого дома Тарасова зодчий принял пропорциональные отношения венецианского Дворца дожей. Аналогичные изменения пропорциональных соотношений он внёс и в остальные элементы здания. Таким образом, хотя выстроенное Жолтовским сооружение своим внешним обликом и напоминает палаццо Тьене, оно имеет совершенно другие пропорции. Благодаря этому оно представляет собой не механическую копию, а творчески переосмысленное произведение».
     Таким образом, он и копировал его, и, одновременно, менял пропорции, и менял композицию – в сторону усложнения «истории» новостроящегося здания.

tarasovy-house5

     Дом Тарасова был построен по проекту Ивана Владиславовича Жолтовского (1867–1959), выпускника Императорской Академии художеств, приехавшего в Москву и уже выполнившего в старой столице и окружающих её усадьбах несколько крупных заказов. Среди его построек начала века наиболее значительной был дом Скакового общества (1903–1906), в котором идеи палладианства были высказаны уже очень отчётливо. В усадьбе «Липовка» (Липки-Алексеевское, 1907–190) Жолтовский также обратился к теме венецианских вилл на Терраферме, сооружённых Палладио.
     В 1909 году Жолтовский стал действительным членом Академии художеств, то есть к моменту начала строительства дома на Спиридоновке он был уже вполне признанным сорокалетним мастером.
     В интерьерах дома Тарасова тоже нет возможности говорить о копийности: планировка только очень отдаленно напоминает палаццо Тьене, скорее это Палладио вообще. Узнаются отдельные «узлы» лестниц, своды, камины, группы колонн, рисунок кессонов деревянных потолков, четверти пилястр в углах, камины. Созданные постоянным сотрудником Жолтовского художником И.И. Нивинским росписи сводов и потолков, а также живописный фриз большого зала, написанный Е.Е. Лансере, помогают этому «узнаванию» ренессансной Италии, вводят посетителя в круг образов Возрождения.
     Источник: https://www.inafran.ru/node/294

tarasovy-house6

tarasovy-house7

     Как и положено палаццо эпохи Возрождения, торжественная строгость фасада контрастировала с яркой нарядностью интерьера. О расписных потолках в особняке Тарасова легенды ходили…
     А мы сможем их увидеть, великолепие да и только!!!

tarasovy-house8

tarasovy-house9

tarasovy-house10

tarasovy-house11

tarasovy-house12

tarasovy-house13

tarasovy-house14

tarasovy-house15

tarasovy-house16

tarasovy-house17

tarasovy-house18

     Далее каминный зал.

tarasovy-house19

tarasovy-house20

tarasovy-house21

tarasovy-house22

tarasovy-house23

tarasovy-house24

tarasovy-house25

tarasovy-house26

tarasovy-house27

tarasovy-house28

tarasovy-house29

tarasovy-house30

     Паркет сохранился, только поскрипывает, видимо пытается рассказать о незавидной участи хозяев дома, которые так и не поселились в особняке.

tarasovy-house31

tarasovy-house32

     Помещение библиотеки находится в бывшей проездной арке с колоннами, сохранился подлинный фонарь, а стены пристроили к основному зданию.

tarasovy-house33

tarasovy-house34

tarasovy-house35

tarasovy-house36

     Мозаичное панно «Освобожденная Африка» и другие панно и картины посвящены тематике института.

tarasovy-house37

tarasovy-house38

tarasovy-house39

     Колонны из искусственного мрамора.

tarasovy-house40

tarasovy-house41

tarasovy-house42

tarasovy-house43

tarasovy-house44

tarasovy-house45

tarasovy-house46

tarasovy-house47

tarasovy-house48

tarasovy-house49

tarasovy-house50

tarasovy-house51

     Кем же был заказчик «сказочного» дворца? Купец Гавриил Асланович Тарасов — совладелец одного из крупнейших торговых предприятий «Товарищество мануфактур братьев Тарасовых». История Товарищества восходит к середине XIX века. Семейное дело по торговле сукном заложил ещё в Армавире выходец из черкесских армян Аслан Торосян, начав с небольшой торговой лавки. Помогали ему сыновья Иван, Александр, Лазарь, Гавриил и Михаил. Вскоре Тарасовы уже имели торговые точки в Екатеринодаре (ныне Краснодар), занимаясь ещё и разведением лошадей. Породистые лошади Тарасовых снискали славу и за пределами империи.
     Аслан Тарасов, известный своей честностью, был избран армавирским почётным судьей. Когда дела пошли в гору, его сыновья в 1886 году основали в Армавире ватную фабрику, разбросав сеть магазинов и крупных складов по Армавиру, Екатеринодару, Ставрополю, Симферополю и Астрахани.

     «Товарищество мануфактур братьев Тарасовых» было учреждено в 1899 году в Армавире на основе «Торгового дома братьев Тарасовых», имевшего четыре крупных предприятия, которые торговали по купеческим свидетельствам 1-го класса. В 1902-м, получив на выставке, устроенной Кубанским экономическим обществом, золотую медаль, трое из братьев Тарасовых — Александр, Гавриил и Михаил — перебрались в Москву.

     В Москве правление «Товарищества мануфактур братьев Тарасовых» расположилось на Старой площади в здании «Боярского двора».
Чем бы ни славился каждый из членов семьи Тарасовых, а наибольшую известность приобрело имя Николая Тарасова, приходившегося Гавриилу Аслановичу племянником. Николай, увлекавшийся живописью и поэзией, был одним из основателей первого московского кабаре «Летучая мышь», а также оказывал значительную финансовую помощь Художественному театру (сейчас МХТ им. Чехова).

tarasovy-house52

 Николай Тарасов. Из книги Николая Эфроса «Театр „Летучая мышь“ Н.Ф. Балиева. Обзор деятельности художественной работы первого русского театра-кабаре». Петроград, 1918 год.

     Театровед Николай Эфрос в книге «Театр „Летучая мышь“ Н.Ф. Балиева» (1918) писал о Тарасове «Казалось, судьба была на редкость милостива и щедра к нему, дала ему очень многое. И громадные средства, и большую даровитость, и тонкий вкус, и счастливую внешность. Как будто были для него открыты самые широкие житейские возможности. Как будто был он баловнем жизни. И многим, знавшим его только поверхностно, он казался именно таким, этот изящный юноша с бархатными глазами на красивом матовом лице. Но феи, стоявшие у его колыбели, позабыли туда положить один подарок — способность радоваться жизни… Тарасов носил в себе жажду этой радости — и никогда не мог её утолить. Он понимал эту радость и не мог её испытать… Первый среди гостей, всегда на том же месте, с цветком в петлице похожий на героя из уайльдовского романа. Его тонкими вкусами, его чувством художественного такта умерялись ошибочные увлечения других, удерживались на пути благородства и тонкой изысканности».

     Насыщенная и яркая жизнь Николая Тарасова оборвалась слишком рано из-за несчастной любви. Подобно истории персонажа романа Гёте «Страдания юного Вертера».
     ***
     …После революции и до 1937 года особняк Гавриила Тарасова занимал Верховный суд России. В послевоенные годы в доме располагалось посольство Польши, а с 1979-го — Институт Африки.
     Источник: https://www.armmuseum.ru/news-blog/2018/6/7/—1

tarasovy-house53

tarasovy-house54

tarasovy-house55

tarasovy-house56

tarasovy-house57

tarasovy-house58

tarasovy-house59

tarasovy-house3

tarasovy-house60

tarasovy-house61

tarasovy-house62

tarasovy-house63

tarasovy-house64

     История итальянского «прототипа» здания Института.
     В октябре 1542 года Маркантонио и Адриано Тьене начали переделку своего фамильного дворца эпохи Кваттроченто. Согласно документам, в трудах Андреа Палладио «Четыре книги об архитектуре», они задумывали грандиозный проект, который бы занимал целый городской квартал размером 54х62 метра, и выходящий фасадом на главную улицу (сегодня – Корсо Палладио) города Виченцы.

     Богатые, могущественные и обладавшие утончённым вкусом братья Тьене принадлежали к одному из тех благородных итальянских семейств, что постоянно перемещались между важнейшими европейскими городами того времени, и могли продолжительное время гостить у своих влиятельных друзей. Поэтому они сочли за необходимость построить роскошных дворец в своём родном городе, где также можно было принимать гостей. В то же время, как представители узкой аристократической прослойки города, они мечтали о величественном дворце, подчеркивающем их роль в городе, свидетельстве их власти.
     Работа над зданием началась в 1542 году. В декабре этого года Джулио Романо посетил Виченцу, где в течение двух недель был консультантом при строительстве балконов Базилики города Виченцы. Возможно, в это же время с ним и познакомились братья Тьене. Работа, однако, продвигалась медленно: строительство дворца претерпело ряд остановок и запусков в 1546 году. На фасаде стоит дата завершения строительства – 1556 год, а во внутреннем дворе – 1558. Это объясняется тем, что после смерти Адриано Тьене во Франции в 1552 году, сын второго брата, Маркантонио, Джулио, стал маркизом Скандиано, и интересы семьи переместились в Феррару. Должного внимания возведению дворца не уделялось.

     В 1552-1553 годы строительство в северо-восточном направлении должно было быть завершено, как и работа декораторов. Однако это не произошло, а после смерти Маркантонио в 1560 году, строительство было полностью остановлено.

     В результате, только маленькая часть задуманного грандиозного проекта была претворена в жизнь, что, возможно, и к лучшему – ни венецианская, ни виченцианская знать никогда бы не потерпела возведения подобного «частного королевства» в центре города.
     На месте планировавшегося строительства стояли старые дома, принадлежащие семье, и дворец пятнадцатого века, который существует до сих пор, построенный по заказу деда Тьене, Лодовико. Дворец занимает менее четверти квартала (то есть построена была лишь 1/4 часть проекта). Он состоит из двух уровней: первый этаж, украшенный рустом, с прямоугольными окнами под арками, и второй этаж, также рустованный, с парными коринфскими пилястрами, окна с рустом с фронтонами. Обе стороны двора, рустованы с первого этажа от галереи, с арками между коринфскими пилястрами на первом этаже. Внутри – удлиненные комнаты по периметру двора, богато украшенные на обоих уровнях – почерк школы Джулио Романо.

     Помимо венецианских (серлианских) окон, еще одним декоративным элементом фасада являются два боковых рустованных окна.
     Дизайн этих окон перекликаются с дизайном, использованным архитектором Джулио Романо при проектировании его собственного дома в Риме. Оконный ярус состоит из простых рустированных блоков, отличающихся от резного камня. Это архитектурное решение также придумано Джулио Романо, но воплощено в жизнь Палладио в 1542 году.

     На рамке под крышей воплощено необычное соединение масок и львиных голов, выполняющих также изначальную функцию дренажных патрубков.

     Когда в 1614 году английский архитектор Иниго Джонс посетил дворец, он отметил, что «этот проект был создан Джулио Романо и выполнен
Палладио». Существуют некоторые споры относительно авторства проекта, однако все же оригинальная концепция Палаццо Тьене принадлежит Джулио Романо (который также работал при дворе семьи Гонзага в Мантуе. С этой семьей у братьев Тьене были теплые дружеские отношения), а молодой Палладио скорее всего занимался исполнением и воплощением дизайнерской работы. Его роль в строительстве, однако, возросла со смертью Романо в 1546 году.
     Элементы дворца, принадлежащие «перу» Джулио и чуждые творчеству Палладио легко различимы: четырёхколонный атриум практически идентичен атриуму Палаццо дель Те – виллы Федерико II Гонзага под Мантуей (несмотря на то, что своды были модифицированы); также Романо принадлежат окна и элементы фасада первого этажа – как выходящего на улицу, так и во внутренний двор. В то время как Палладио конструировал балочные перекрытия и капители верхнего этажа.

     Сегодня в Палаццо располагается галерея искусств, проходят выставки знаменитых произведений искусства итальянских и европейских мастеров. Деревянная модель, выполненная по чертежам первоначально планировавшегося здания, в настоящее время также хранится в Палаццо.
     Фотография из Интернета.

tarasovy-house65

          
      Краткие анонсы статей о новых впечатлениях от фотопутешествий можно отслеживать, подписавшись на канал в TELEGRAM.

 

     

Мир глазами фотографа