Тихвинский мужской монастырь

                 Достопримечательности и интересные места

     Тихвинская улица, 1
     Тихвин, Ленинградская область

tikh_mon1

Крестовоздвиженская церковь, 1871-1877 г.г.
     Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь, который основали вокруг Успенского собора, построенного в 1510-1515 годах. На стенах храмов сохранились старинные фрески.
     Монастырь основан по указу Ивана Грозного от 10 февраля 1560 года новгородским архиепископом Пименом.
     Главной реликвией монастыря является чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии.
     В 1613 году монастырь был осаждён шведской армией под предводительством Якоба Делагарди, однако его защитники во главе с князем Семёном Прозоровским смогли отразить несколько штурмов и удержать обитель до прихода подкрепления.
     В 1920-х годах храмы монастыря были переданы обновленцам, в 1930-х годах закрыты, а икона, почитавшаяся чудотворной, стала экспонатом местного краеведческого музея.
Во время Великой Отечественной войны город был лишь в течение недолгого времени оккупирован немецкими войсками, но при отступлении они вывезли икону во Псков, где передали православной духовной миссии, потом икона попала в Ригу, Либаву, Яблонцы, американскую оккупационную зону в Германии, оттуда епископ Иоанн (Гарклавс) вывез её в Чикаго (США). Умирая, владыка Иоанн оставил завещание, по которому возвращение святыни в Россию возможно только при полном возрождении Тихвинского монастыря.
     В 1945 году находившуюся в западной башне монастырской ограды церковь Тихвинской иконы Божией Матери «Крылечко», построенную по проекту Н. Л. Бенуа и освящённую в 1863 году, предоставили в пользование православной общине (более 40 лет это был единственный действующий храм на территории Тихвинского и Бокситогорского районов).
     В 1995 году монастырь был передан Русской Православной Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён, а в 2004 году икона была возвращена в монастырь.

tikh_mon2

     Тихвинская икона Божией Матери — икона Богородицы, почитаемая в Русской православной церкви чудотворной. Написана, по преданию, евангелистом Лукой. Икона существует в нескольких списках с иконы, находящихся в различных городах. Она стала, по сути, иконографическим подтипом образа Одигитрии (Путеводительницы), к примеру, списки в Храме Спаса на Сенной, Афанасьевском монастыре в Мологе.
     В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери», наиболее ранние из которых датируются рубежом XV—XVI вв., её появление в новгородских пределах относится к 1383 г. «Светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима», (так в сказании), икона являлась местным жителям, пока не достигла берега реки Тихвинки.
     Согласно «Сказанию», икона семь раз появлялась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере, в погостах Смолково на реке Ояти в Имоченицах, затем «на Кожеле на Куковой горе», затем — на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки.
     Как свидетельствует предание, её появление в малообжитых и ещё не христианизированных землях проявляло её чудотворную силу. На месте её последнего явления в том же году была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни. Церковь трижды горела, но сама икона всякий раз оставалась невредимой.
Древность иконы подчеркивали её связью с первым образом, написанным, согласно преданию, евангелистом Лукой ещё при земной жизни Богоматери.
Во время иконоборческой ереси этот образ, как говорит предание, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим. А после Торжества Православия тем же путём вернулся туда. Особую роль в слиянии упомянутых образов Одигитрии имел факт появления иконы на реке Тихвинке.
     После присоединения Новгорода к Москве в 1478 году и взятия Константинополя турками 25 годами ранее явление иконы «на Тихвине» стало восприниматься как оставление святыней утративших благочестие Рима и второго Рима (Константинополя), ради пребывания в новом уделе Богородицы — Святой Руси, ставшей третьим Римом.
Икона как бы подтверждала особый статус России «перед лицом Бога» и, соответственно, становилась ярким символом Русского централизованного государства. С этим связывали особый иконографический тип иконы Одигитрии, как «Путеводительницы».
     В 1507—1515 годах в Тихвине по указу и на средства великого князя Василия Иоанновича специально для поклонения иконе был построен каменный Успенский собор, ставший своеобразным реликварием для этой иконы, покровительствовавшей Московскому великокняжескому дому, что и предопределило столь пристальное его внимание к далекому новгородскому посаду на протяжении всей его истории. С этого времени чудотворная икона стала именоваться Тихвинской.
     В XVI веке Тихвин становится известным местом богомолья. В 1527 году храм посещает Василий III, а в 1547 г. накануне Казанского похода и всего за несколько дней до венчания на царство — Иоанн Васильевич Грозный, который основывает здесь в 1560 году Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.
     В 1910 году по инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи древняя икона была раскрыта из-под поздних записей Г. О. Чириковым. Церковь, принимая во внимание существовавший столетиями со времен царя Михаила Федоровича, страх перед прикосновением к письму иконы (поскольку, «Утаивая пречистое подобие», сама Богородица останавливала любого, кто прикасался к её образу), провозгласила это новым чудом Богоматери.

tikh_mon3

     Список XIX века
     После закрытия Успенского мужского монастыря в 1920-х годах, икона была экспонатом местного краеведческого музея.
До 1941 года икона находилась в Тихвинском музее. Во время оккупации Тихвина в ноябре 1941 года икона была вынесена немцами из собора и отправлена во Псков, где передана Псковской духовной миссии. Там она находилась два года, где её как важнейшую ценность еженедельно по воскресеньям выдавали в Троицкий кафедральный собор для богослужений. Потом икона попала весной 1944 г. в Ригу, Либаву, Яблонец-над-Нисоу, американскую зону оккупации Германии.
     В результате долгих странствий в 1950 году чудотворный образ был перевезён в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где настоятелем и хранителем иконы сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приёмный сын протоиерей Сергий (Гарклавс), всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится.
     В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён.
     В 2004 году икона была торжественно возвращена на её историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.
     Предварительно церковью была организована круглосуточная экспозиция иконы в храмах по пути следования иконы, включая Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

tikh_mon4

     Надвратная церковь Тихвинской иконы Божией Матери «Крылечко» , 1669-1863 г.г.

tikh_mon5

     Юго-западная угловая башня (Столповая башня), 1799-1801 г.г.

tikh_mon6

tikh_mon7

     Звонница, 1660 г.

tikh_mon8

tikh_mon9

tikh_mon10

tikh_mon11

tikh_mon12

tikh_mon13

     Без комментариев, один из дальних уголков монастыря, не видимый прихожанам.

tikh_mon14

tikh_mon15

     Успенский собор.

tikh_mon16

tikh_mon17

     Старинные фрески Успенского собора

tikh_mon18

tikh_mon19

tikh_mon20

tikh_mon21

tikh_mon22

tikh_mon23

tikh_mon24

tikh_mon25

tikh_mon26

tikh_mon27

tikh_mon28

tikh_mon29

tikh_mon30

tikh_mon31

tikh_mon32

tikh_mon33

tikh_mon34

tikh_mon35

tikh_mon36

tikh_mon37

     Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов


 

     

Мир глазами фотографа