Сокровища гробницы Тутанхамона

                 Достопримечательности и интересные места

     Москва, ВДНХ, павильон 10
     https://tutanhamon.msk.ru/

tutanhamon1

tutanhamon2

     Открытие выставки приурочено к столетию, со времени, когда британский археолог Говард Картер ступил в гробницу Тутанхамона.

tutanhamon3

     Археолог подарил миру не только пять тысяч произведений искусства, обнаруженных в сокровищнице, но и легенду, которая оказала существенное влияние на киноиндустрию, писательский мир, и даже мир моды. Тутанхамон, чья гробница была обнаружена практически нетронутой, стал символом Древнего Египта в современном мире. А сокровища, найденные в его гробнице, дали учёным огромный материал для изучения древнеегипетского искусства.
     На выставке представлено более ста экспонатов – точных копий вещей, обнаруженных в гробнице. Команда художников, музейных реставраторов и египтологов не один год работала над воссозданием этих предметов.

tutanhamon4

     Долина Царей — древний некрополь египетских царей Нового царства (1550-1070 гг. до н.э.).
     Этот участок является одним из наиболее исследованных на всей территории Египта, и в 1912 г. Теодор Дэвис, работавший там с 1902-1914 гг., с сожалением признал: «Боюсь, Долина Гробниц уже полностью себя исчерпала».
     С ним не был согласен Говард Картер, работавший полевым директором на раскопках Джорджа Герберта, 5-го графа Карнарвона. Знаки, намекающие на то, что усыпальница Тутанхамона была где-то рядом, не давали Картеру покоя, а её обнаружение стало мечтой. В сезон 1905-1906 гг. археолог Дэвиса нашёл фаянсовую чашу с именем Тутанхамона (позже Картер найдет такие же в гробнице). В 1907 обнаружили так называемый «Амарнский тайник», где лежала мумия человека, приходившегося отцом Тутанхамону, а также печати с его именем. В том же году была найдена шахта с предметами, использованными в процессе мумификации, носящими печати и надписи с именами Тутанхамона. В 1909 г. Дэвис нашёл ещё одну небольшую шахту, которую он объявил гробницей молодого царя.

     В 1914 году концессия на археологические работы в Долине царей, наконец, перешла в руки Картера и Карнарвона, которые мечтали там копать с начала сотрудничества. Результаты их работы были довольно незначительны, а сам Карнарвон разочаровано отзывался о находках.

tutanhamon5

tutanhamon6

tutanhamon7

tutanhamon8

     Они искали гробницу, в существовании которой сомневались все, кроме них. В последний и, как казалось, не подающий совершенно никаких надежд сезон Говард Картер приступил к работе, не надеясь уже на успех. Лишь его энтузиазм и рвение проверить тот самый последний клочок земли, скрытый под фундаментом хижин строителей гробниц, убедили графа Карнарвона оплатить последний, седьмой, археологический сезон в Долине Царей. О результатах сезона 1922-1923 гг. знает сейчас весь мир. 4 ноября 1922 года вход в гробницу Тутанхамона была найден, а имя царя вскоре зазвучит в каждом доме.

tutanhamon9

tutanhamon10

tutanhamon11

     Реконструкция облика Тутанхамона.

tutanhamon12

tutanhamon13

tutanhamon14

tutanhamon15

tutanhamon16

     Путешествие в гробницу начинается с лестницы и коридора.
      24 ноября Картер и прибывший в Египет граф Карнарвон приступили к расчистке лестницы и первой запечатанной двери. Тогда же они с сожалением обнаружили, что в ней были заново запечатанные участки — надежды на то, что гробница осталась нетронутой, не оправдались: грабители в ней были, и как минимум дважды. За первой дверью, уходя вглубь скалы, находилась 8-метровая галерея, доверху заполненная камнем и щебёнкой, сваленными туда после 1 ограбления. В конце коридора Картера и Карнарвона встретила вторая запечатанная дверь — настал момент вскрытия. День был 26 ноября 1922 года.
     «Дрожащими руками я проделал небольшое отверстие в левом верхнем углу замурованной стены. Темнота и пустота, в которую щуп свободно уходил на всю длину, говорили о том, что за этой стеной уже не было завала… Лорд Карнарвон, леди Эвелина и Коллендер (дочь графа Карнарвона и помощник Картера), стоя позади меня, с тревогой ожидали приговора.
Сначала я ничего не увидел. Теплый воздух устремился из комнаты наружу, и пламя свечи замигало. Но постепенно, когда глаза освоились с полумраком, детали комнаты начали медленно выплывать из темноты. Здесь были странные фигуры зверей, статуи и золото — всюду мерцало золото! На какой-то миг — этот миг показался, наверное, вечностью тем, кто стоял позади меня, — я буквально онемел от изумления.
     Не в силах более сдерживаться, лорд Карнарвон с волнением спросил меня: «Вы что-нибудь видите?» Единственно, что я мог ему ответить, было: «— Да, чудесные вещи!»
     Далее была изучена Передняя комната.

tutanhamon17

     «Луч нашего фонаря — первый луч света, прорезавший трёхсоттысячный мрак, — перебегал от одной группы предметов к другой, тщетно пытаясь осветить все сокровища, нагромождённые перед нами… Перед нами была комната, настоящий музейный зал, как представилось нам, полный всевозможных предметов.»
     Разрушив вторую дверь, археологи вошли в переднюю комнату. Взору открылось невероятное нагромождение сокровищ — всего лишь часть имущества молодого царя. По правую руку была очередная запечатанная дверь, которую фланкировали 2 смоляно-чёрные деревянные статуи царя в золотых передниках и сандалиях, словно стражи, охраняющие покой Тутанхамона.
     Свет фонаря откликался сверканиями вездесущего золота. В нижней части двери был запечатанный грабительский лаз, о котором Картер тактично умолчал, закрыв его при фотографировании, чтобы выдержать интригу. Сейчас известно, что Картер с Карнарвоном в тот же день проникли в погребальную камеру, выломав этот проем. Прямо от входа стояло три грандиозных ложа, буквально заваленные сокровищами. Под левым из них оказался проход в очередную комнату — кладовую. По левую руку исследователя встретили 6 сваленных в кучу и разобранных парадных колесниц.
     «Зрелище было бесспорно удивительнейшее. Здесь, в маленькой комнате, лежали горы вещей, любая из которых в обычных условиях привела бы нас в восторг и полностью вознаградила за целый сезон раскопок.»
     Кладовая

tutanhamon18

     «В противоположность относительному порядку и гармонии в расположении предметов в сокровищнице в последней комнате — или кладовой — мы столкнулись с таким нагромождением погребальной утвари, с такой неразберихой всевозможных наваленных друг на друга предметов, которая просто не поддаётся описанию. Ложа, кресла, табуреты…глиняные сосуды для вина, ларцы с погребальными статуэтками, всякие безделушки, щиты, луки, стрелы… — все валялось как попало в одной куче.»

tutanhamon19

tutanhamon20

tutanhamon21

tutanhamon22

tutanhamon23

tutanhamon24

tutanhamon25

tutanhamon26

tutanhamon27

tutanhamon28

tutanhamon29

tutanhamon30

tutanhamon31

tutanhamon32

tutanhamon33

tutanhamon34

tutanhamon35

tutanhamon36

tutanhamon37

tutanhamon38

     Кладовая была самой маленькой в гробнице комнатой. Вход в неё был скрыт под боковым ложем в передней. Через него Картер увидел неутешительную картину: все предметы в ней были свалены в одну массу — по всей видимости, работники некрополя не утрудились прибраться в ней после бесчинств грабителей. В одной грандиозной груде лежали сваленными мебель, сосуды и всевозможные предметы, некоторым из которых, судя по всему, не нашлось место в других комнатах. Хаос, царивший в кладовой, был причинён руками грабителей: они судорожно переворошили всю комнату, опустошили сундуки, а их содержимое было разбросано. Казалось, что не было ни одного предмета, который избежал бы разгрома. На крышке белого футляра для лука остались даже следы подошв грабителей. С бесстыдным равнодушием воры скидывали не имеющие для них ценности вещи в одну, достигающую 1.8 м в высоту груду, разворошив в комнате всё. В комнате хранились сосуды с вином, благовониями и маслами, разнообразные табуреты, погребальная утварь, деревянная кровать и так далее — свыше 2000 отдельных предметов.

tutanhamon39

     Запечатанный проход в погребальную камеру находился в толще простенка, разделяющего переднюю комнату и погребальную камеру. По бокам от двери стояли две величественные деревянные статуи царя в полный рост — почти 2 метра. На левую от прохода статую надет головной убор хат, на восточной — убор немес. В левой руке, как требовал канон, статуи держали посох, в правой — церемониальные булавы. Они облачены в позолоченную набедренную повязку, шеи украшают позолоченные ожерелья, на ногах — сандалии. Надпись на одной из статуй говорит о том, что она является царским Ка, т.е. явилась персонифицированным изображением жизненной силы царя.

tutanhamon40

tutanhamon41

     В нижней части двери, полностью покрытой печатями Тутанхамона, находился проём, сквозь который грабители проникли в погребальную камеру. Картер и Карнарвон, не устояв перед любопытством, проломили его и проникли в обитель мёртвого царя, тактично закрыв проход корзиной и охапкой тростника. К 16 февраля 1923 года передняя комната была полностью очищена. 17 февраля дверь в погребальную камеру была торжественно вскрыта.

tutanhamon42

     «Затем очень осторожно я удалил известку и вытащил мелкие камешки, образующие самый верхний слой в замурованном проходе. Желание бросить эту работу и немедленно пробить сквозное отверстие было настолько непреодолимо, что через десять минут, когда проделанная мною брешь оказалась достаточно широкой, я тотчас же так и сделал, и просунул внутрь электрический фонарик.
     При свете его передо мной предстало поразительное зрелище. На расстоянии менее метра от двери, простираясь во все стороны, насколько хватало глаз, и загораживая вход в комнату, находилось нечто, напоминающее стену из массивного золота.»
     «Стена из массивного золота» оказалась позолотой деревянного ковчега, практически полностью заполнявшего объём комнаты (5.2 x 3.35 x 2.75 м.). Проникнув внутрь комнаты, Картер обошёл усыпальницу и добрался до врат. Печати первого ковчега были потревожены, но 3 других оказались нетронуты. Внутри них находился искусно исполненный кварцитовый саркофаг, который содержал 3 антропоидных (т.е. в форме человеческой фигуры) саркофага. В последнем — из чистого золота — покоилась непотревоженная грабителями мумия Тутанхамона, на голове которой находилась знаменитая золотая маска. Конструкции погребения напоминают, таким образом, «матрёшку». Ковчеги были украшены фигурами стражей загробного мира, богами, текстами священных книг, а в пространстве между ними были уложены разнообразные предметы — церемониальные булавы, луки, посохи, вёсла, и т.д.

tutanhamon43

tutanhamon44

tutanhamon45

tutanhamon46

tutanhamon47

tutanhamon48

     Из всех комнат гробницы Тутанхамона лишь стены погребальной камеры были декорированы. На грунтовку был нанесён жёлтый фон, а поверх него были изображения — умершего царя в виде Осириса (умерший царь после смерти отождествлялся с царём загробного мира), сцены похоронной процессии и перевозки мумии, Тутанхамон, представший перед богами, и 12 бабуинов, символизировавших 12 часов ночи, через которые должно было пройти солнце и царь, чтобы переродиться на рассвете.

tutanhamon49

tutanhamon50

tutanhamon51

tutanhamon52

tutanhamon53

tutanhamon54

     «Когда впервые входишь в подобную комнату, священное уединение которой не нарушалось свыше тридцати веков, невольно испытываешь чувство благоговения и даже страха. Кажется, что ты совершаешь святотатство, возмущая вечный покой и молчание… Самая тишина этого места…создаёт непередаваемое чувство священного трепета, которое заставит призадуматься, прежде чем войти или что-нибудь тронуть. Это чувство очень трудно передать словами.»
     Из погребальной камеры незапечатанный проход вёл в очередную комнату — сокровищницу царской гробницы. Проход в нее охранял молчаливый страж — величественная скульптура шакала, бога бальзамирования и проводника умерших Анубиса. Он невозмутимо лежал на позолоченном ковчеге с переносками.

tutanhamon55

tutanhamon56

tutanhamon57

     За Анубисом и скульптурной головой коровы, едва не касаясь потолка возвышался деревянный позолоченный ковчег, хранивший царские останки. С каждой стороны его заботливо обнимают 4 богини-охранительницы.

tutanhamon58

     В этом ковчеге находился еще один — из алебастра, в котором находились 4 алебастровые канопа — специальные сосуды, куда при мумификации складывали органы умершего.

tutanhamon59

     В камере Картер обнаружил множество сундуков и ларей, некоторые еще с печатями, нагромождение деревянных моделей ладей и барок, искусные позолоченные статуэтки, футляр для лука, части колесницы, а также два малых саркофага с мумифицированными эмбрионами — мертворожденными дочерями Тутанхамона. Среди прочих предметов, которых было свыше 500, были найдены также разнообразные предметы домашнего обихода, модель житницы, сосуды из кости и золота, писчие принадлежности, бижутерия из драгоценных металлов, зеркала и многое другое.

tutanhamon60

tutanhamon61

tutanhamon62

tutanhamon63

tutanhamon64

tutanhamon65

tutanhamon66

tutanhamon67

tutanhamon68

tutanhamon69

tutanhamon70

tutanhamon71

tutanhamon72

tutanhamon73

tutanhamon74

tutanhamon75

tutanhamon76

tutanhamon77

     Поскольку артефакты вряд ли когда-либо ещё попадут к нам в Россию, то выражаю благодарность людям, которые создали художественные копии, чтобы мы могли посмотреть на сокровища в настоящее время.
     Памятники из гробницы Тутанхамона до начала 1960-х гг. не вывозились за пределы Египта. Первая передвижная выставка, включавшая небольшое количество мелких предметов из золота, алебастра и стекла, состоялась в 1961 г. в США, затем она была показана в Канаде, Японии и Франции. Ее целью было привлечь ЮНЕСКО к спонсированию программы по спасению древних памятников от затопления, в связи с возведением в Египте Асуанской плотины. В 1972 году в связи с 50-летней годовщиной открытия гробницы Тутанхамона, экспонаты демонстрировались в Лондоне в Британском музее. В августе 1973 г. директор Государственного Эрмитажа, академик и востоковед Борис Борисович Пиотровский был командирован в Египет, чтобы принять участие в подписании Международного соглашения между СССР и Арабской Республикой Египет о проведении в Советском Союзе выставки «Сокровища гробницы Тутанхамона». Она должна была пройти в трех городах Советского Союза.
     По Соглашению с Египтом наша страна брала на себя все расходы (2000
египетских фунтов) по организации выставки и по обеспечению ее
специальным оборудованием и материалами, связанными с упаковкой и
транспортировкой памятников.
     Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина должен был первым в СССР принять выставку «Сокровища гробницы Тутанхамона». Ее открытие намечалось на 22 октября 1973 г. Она была внеплановой, за два месяца музею предстояло приготовиться к принятию экспонатов. В это время в здании ГМИИ близился к концу капитальный ремонт. Необходимо было к 1 октября подготовить к открытию несколько залов второго этажа, Розовую лестницу, Итальянский дворик и провести контрольно-пожарное обследование всего здания ГМИИ3.
     Когда в советской прессе появились сообщения о предстоящей выставке Тутанхамона в Москве, реакция была неоднозначная: в основном известие было встречено с энтузиазмом, но были высказаны и опасения, что памятники из гробницы фараона, могут содержать вредные для зрителей микробы и привести к эпидемии в СССР.
Для доставки экспонатов в Москву была создана специальная группа, куда вошли: руководитель группы Главный хранитель ГМИИ Евгения Борисовна Георгиевская, сотрудники Государственной центральной художественной реставрационной мастерской им. академика И.Э. Грабаря (ГЦХРМ) – реставратор Валентин Евгеньевич Петров и фотограф-художник Василий Васильевич Робинов, а также четверо рабочих из Всероссийского производственно-художественного комбината им. Е.В. Вучетича (ВПХК). Группа во главе с Е.Б. Георгиевской вылетела в Египет. 23 сентября в Каирском музее наши сотрудники совместно с представителями египетской стороны приступили к упаковке памятников.
     Каждый экспонат был уникален и требовал индивидуального подхода к выбору упаковочного материала и оборудования. Некоторые предметы имели тончайшую резьбу, часть из них была выполнена из золота, драгоценных или полудрагоценных камней, другие из ценнейших пород дерева, покрытого золотом, поэтому в день удавалось упаковывать от двух до пяти ящиков. Когда в зале оставался последний и самый большой экспонат – деревянная статуя, изображающая двойника Тутанхамона – Ка (192 см), неожиданно 6 октября начался военный конфликт между Израилем с одной стороны, Египтом и Сирией с другой − Четвертая арабо-израильская война. Каир был объявлен на военном положении.
     На следующий день была завершена упаковка последнего памятника5. Однако в целях безопасности правительство двух стран приняло решение отложить на два месяца отправку памятников в Советский Союз, а нашим сотрудникам вернуться на родину.
     Группа во главе с Е.Б. Георгиевской поздно вечером выехала на машине из Каира в Александрию. Добирались в полной темноте, так как по законам военного времени все огни в городе были погашены и машины передвигались с выключенными фарами. Прибыв в Александрию, они сели на военный корабль вместе с сотрудниками и семьями советского посольства и другими нашими соотечественниками, которые работали в Египте по контракту. На дальнем рейде людей пересадили на гражданское судно, и они благополучно вернулись домой.
     Через месяц, когда война закончилась, Е.Б. Георгиевская с реставратором В.Е. Петровым и двумя рабочими из ВПХК 20 ноября на военном самолете снова вылетела в Египет. На следующий день ящики с экспонатами в сопровождении наших сотрудников и хранителей Каирского музея были доставлены на аэродром в Каире и погружены в военно-транспортные самолеты АН-12. Два самолета с интервалом в двадцать минут поднялись в воздух и через несколько часов были в аэропорту Шереметьево6. Их сразу «отрулили» на специальную ярко освещенную площадку с вооруженной охраной. Ящики с экспонатами загрузили в армейские фургоны и под вооруженной охраной доставили в ГМИИ.
     22 ноября в Белом зале ГМИИ началась распаковка экспонатов. В ней, приняли участие: Е.Б. Георгиевская, реставратор В.Е. Петров, представители египетской стороны − реставратор доктор Салех Ахмед Салех и доктор Ибрагим эль- Навави, а также сотрудники ГМИИ − реставратор М.А. Александровский, зав. отделом Древнего Востока С.И. Ходжаш и научные сотрудники-хранители выставки Р.Д. Шуринова и Ю.А. Савельев. При распаковке памятников в залах постоянно дежурили автоматчики.
     Реставраторы и хранители внимательно осмотрели прибывшие из Египта экспонаты и никаких механических повреждений не обнаружили. Однако хрупкие и сложные по своей природе предметы во время перелета «пережили резкий климатический шок». Это было вызвано перепадами температуры и влажности, когда разница между температурой в Каире и на борту самолета достигала 45 градусов. Так как условия хранения в ГМИИ были суше, памятники постепенно теряли влагу. Для акклиматизации экспонатов в новых условиях доктор Салех предложил специальную систему реставрационной обработки, которая затем была им применена совместно с В.Е. Петровым. В залах необходимо было поддерживать температуру +18+23° градуса и влажность 50−60%. Только такой режим позволял предотвратить серьезные изменения материалов, различных по своей природе.
     Главный экспонат выставки, золотая маска Тутанхамона, был помещен в
витрину из бронированного стекла. Рядом с витриной круглосуточно дежурили милиционеры. Была также усилена внутренняя и внешняя охрана здания ГМИИ.
     На время проведения выставки было решено, те экспозиционные залы, которые продолжали работать, закрыть для посетителей, кроме школьных экскурсий.
     Вернисаж выставки «Сокровища гробницы Тутанхамона» состоялся 7 декабря 1973 г. В советское время далеко не каждый желающий мог посетить Египет, и выставка в ГМИИ сразу привлекла к себе внимание огромного количества людей. Они приезжали со всей страны и готовы были стоять в очереди на морозе несколько часов.
     Желающих попасть на выставку было намного больше, чем мог принять Музей. Поэтому ГМИИ ввел дополнительные сеансы, и выставка стала работать с 9 утра до 22 часов вечера (без выходных дней). Ежедневно сотрудники ГМИИ давали консультации, проводили экскурсии, читали лекции с демонстрацией слайдов не только в лектории ГМИИ, но и на предприятиях, в домах культуры, в учебных заведениях, выезжали в другие города. Были изданы каталоги8 и буклеты, которые быстро раскупались, и многие зрители выражали сожаления, что не смогли их приобрести.
     Выставка широко освещалась в прессе, на радио и телевидении. Ей было посвящено несколько документальных фильмов, среди которых наиболее известен фильм режиссера Л. Максимова «Вторая жизнь Тутанхамона» (ЦСДФ, 1974 г.).
     Изостудия Музея проводила в залах занятия с детьми, которые отразили в рисунках свое представление о Древнем Египте и его художественных памятниках. ГМИИ совместно с Обществом Дружбы СССР−АРЕ подготовил выставку детских рисунков, которая затем демонстрировались в Каире и Александрии.
     Сокровища гробницы Тутанхамона экспонировались в ГМИИ около шести месяцев (с 7 декабря 1973 г. по 20 мая 1974 г.) и их посмотрели более миллиона человек. После закрытия выставки началась ее подготовка для отправки в Ленинград. Теперь все экспонаты помещались в двойные ящики. Дополнительные внешние ящики были сделаны по рекомендации реставратора доктора Салеха. Они были больше основных на 15 см, благодаря чему между ними образовывалось пространство. Стенки каждого ящика прокладывались утеплителем. Это позволяло в будущем исключить возможность сильного перепада температуры и влажности во время транспортировки памятников
В Государственном Эрмитаже выставка демонстрировалась с 3 июля по 10 октября 1974 г. и также пользовалась огромным успехом. После экспонирования в Ленинграде памятники были отправлены в Киев и были показаны в Государственном музее украинского изобразительного искусства.
     В общей сложности памятники находились в Советском Союзе полтора года (с ноября 1973 по апрель 1975 гг.). За все время демонстрации выставки ее посетили около двух миллионов человек.
После завершения показа сокровищ гробницы Тутанхамона в СССР Е.Б. Георгиевская, реставратор В.Е. Петров и двое рабочих из ВПХК 15 апреля 1975 г. вылетели в Египет. В Каирском музее был создан специальный Комитет для распаковки, приема и осмотра памятников. По Акту передачи от 4 мая 1975 г. все экспонаты были признаны без изменения их сохранности и в хорошем состоянии.
      Источник: «Выставка «Сокровища гробницы Тутанхамона»
В ГОСУДАРСТВЕННОМ МУЗЕЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ
ИСКУССТВ ИМ. А.С.ПУШКИНА. 1973−1974 гг.», Автор статьи Л.А. Заворотная
http://e-books.arts-museum.ru/ovi_books/tutankhamon/index.html
     В настоящее время большая часть артефактов собрана в Большом Египетском музее, расположенном в Гизе. Туда коллекция была перенесена из Каирского музея, после того, как он подвергся нападению мародёров. Большой Египетский музей огромен, в частности на экспозицию сокровищ Тутанхамона в нём отведено в несколько раз больше места, чем это было в старом Каирском музее. Ещё несколько предметов хранятся в музее Луксора.
     В 2011 году учёные заметили появление тёмных пятен на настенных росписях. После этого посещение гробницы было резко ограничено. В 2014 году была открыта идеально точная копия гробницы Тутанхамона. Там абсолютно всё как в подлиннике – те же размеры камер, те же росписи, даже дефекты стен и потолка скопированы до миллиметра. Настоящая гробница (KV 62) находится в центре Долины Царей, а копия – недалеко от входа на территорию Долины – примерно в полутора километрах от оригинала.
               ***

     В Каире помнят египтологов, которые посвятили свою жизнь изучению культуры Древнего Египта и древней письменности.
Выдающимся египтологом России был Владимир Семёнович Голенищев (1856–1947), которому в 2006 году установили памятник в Каире, в мемориале Каирского Национального музея.

tutanhamon78

     Церемония открытия бронзового памятника учёному, посвятившему жизнь изучению истории и культуры Древнего Египта, приурочена к 150-летию со дня рождения Голенищева.
Открытие памятника стало возможным во многом благодаря Центру египтологических исследований РАН и Высшего Совета по делам древностей Египта.
     Руководитель центра Захи Хавас признался, что «когда я услышал об инициативе увековечения памяти Голенищева в Каире, то, зная о заслугах этого учёного перед нашей страной, немедленно принял решение и подписал соответствующие бумаги.»
     В 1870 году никто не мог предположить, что небольшая древнеегипетская статуэтка, приобретённая 14-летним Володей Голенищевым, положит начало гигантской коллекции памятников античного мира. Позже сокровищница древнеегипетских, древнегреческих и древнеримских артефактов, насчитывающая более шести тысяч предметов, легла в основу собрания Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина в Москве.
     В течение своей жизни Голенищев совершил более 60 экспедиций в Египет, сделал много немаловажных открытий, перевёл огромное количество манускриптов, систематизировал памятники.
Учёный заложил основы египтологии не только в России, но в самом Египте. В 1923 году Голенищев основал в Каирском университете кафедру египтологии, одновременно преподавал в Археологической школе Мунира и заведовал отделом египтологии в университете Фуада первого в Заафаране.
     Теперь бюст Владимира Семёновича Голенищева работы российского скульптора Петра Степанова будет достойным украшением мемориала великих египтологов мира, внёсших свой вклад в изучение одной из колыбелей цивилизации.
     

     Подписывайтесь на мой канал в TELEGRAM, комментируйте и обсуждайте вопросы, связанные с фотографией и путешествиями.

 

     

Мир глазами фотографа