Высоко-Петровский мужской монастырь. Нарышкинские палаты.

                 Достопримечательности и интересные места

     Москва, ул. Петровка, 28
     На сайте монастыря http://vpmon.ru есть описание различных экскурсий.

image1

image0

image2

     С экскурсоводом Кириллом мы прошли по ночному монастырю, посмотрели Нарышкинские палаты и поднялись на Колокольню, откуда открылся великолепный вид на Обитель Петрову и ночную Москву.

image3

image4

     Впечатления незабываемые, надеюсь, что у меня получилось передать дух древних построек монастыря, которые молчаливо хранят тайны многовековой жизни этого уголка Москвы.

image5

     Высоко-Петровский монастырь был основан в XIV веке святителем Петром, митрополитом Киевским и всея Руси.
     Архитектурный ансамбль Высоко-Петровского монастыря формировался с начала XVI до середины XVIII веков и представляет собой хорошо сохранившийся архитектурный памятник «Нарышкинского барокко».
     Колокольня с церковью Покрова Пресвятой Богородицы (надвратная) и часовней Казанской иконы Божьей Матери.

image6

image7

image8

     На верхнем ярусе Колокольни находится надвратный храм Покрова Пресвятой Богородицы.

image9

     Надвратный храм Покрова Пресвятой Богородицы.
image10

     Надвратный храм Покрова Пресвятой Богородицы
image11

image12

image13

image14

     Фрагмент керамического иконостаса надвратного храма Покрова Пресвятой Богородицы. По благословению Святейшего патриарха Алексия II, все освящённые вещи и предметы для храма выполнил скульптор Г.В. Куприянов.

image67
     На фото: Патриарх Кирилл, Патриарх Алексий II, скульптор Г. В. Куприянов.

     Фотографию любезно предоставил племянник Г.В. Куприянова актёр В.И. Куприянов.

     Георгий Васильевич Куприянов (26.12.1934 – 04.12.2008) родился в г. Калинине (ныне Тверь). Художественные способности проявились рано. В сороковые годы он посещал художественную вечернюю школу, а затем поступил в художественное ремесленное училище при Конаковском фаянсовом заводе.
Работал в живописном цехе, а по окончании военной службы на Тихоокеанском флоте – отдельщиком скульптуры при Конаковском заводе. В 1956 г. поступил в Московское художественно-промышленное училище. Будучи студентом второго курса, Георгий Васильевич участвовал на всесоюзной выставке, где была представлена его первая майоликовая скульптура «Иванушка-дурачок и Сивка-Бурка». Окончил училище и открыл свою первую персональную выставку в г.Твери. Работал на Конаковском фаянсовом заводе художником.
     В 1962 г. переехал в Москву и занялся проектированием детской игрушки. Им было создано свыше ста образцов оригинальных интересных игрушек, которые активно внедрялись в производство и расходились миллионными тиражами по всему союзу, становились популярными и любимыми среди детей не одного поколения. Параллельно с занятиями игрушкой Георгий Васильевич создавал многочисленные декоративные и парковые скульптурные произведения, занимался резьбой по камню. Его работы находятся в семейных коллекциях у Нильса Бора, П. Л. Капицы, М.В. Келдыша.
     Г.В. Куприянов – художник, обладающий своим стилем, ярким характерным почерком, своим кругом тем, образов. Все работы Г.В. Куприянова очень узнаваемы.
     С1964 г. – член Союза Художников СССР.
     В 1969 г. открыл персональную выставку детской игрушки во Дворце пионеров в Москве. Принимал участие в республиканских, всесоюзных и международных выставках, (всего более 60), а в 1987 г. в международном симпозиуме в г.Ремхильде (ГДР). Работы Георгия Васильевича покупала Государственная Третьяковская Галерея и другие музеи.
     На протяжении всего своего творческого пути Георгий Васильевич постоянно обращался к религиозным темам, воплощая христианские сюжеты и образы в скульптуре, керамических рельефах. Давней мечтой Георгия Васильевича было сделать керамические иконы для храма, потому что, как пишет сам автор «значение иконы больше, чем картины и скульптуры». Но, предлагая свои керамические иконы в московские храмы, Георгий Васильевич постоянно сталкивался с непониманием со стороны священнослужителей. Иконы Георгия Васильевича были выполнены канонически, но сам материал керамики казался непривычным для современного взгляда, несмотря на то, что он имеет свои истоки, как в русской, так и в древней христианской традиции. Таким образом, дожив до 60 лет, будучи уже на пенсии, Георгий Васильевич сделал выставку своих керамических икон в Болгарском культурном центре. Самобытные, живописные иконы Куприянова очень понравились и заинтересовали игумена Высоко-Петровского монастыря о. Иоанна (Экономцева), который оказался на этой выставке. Он обратился к Куприянову с неожиданным предложением сделать керамические иконы для внутреннего интерьера церкви Покрова Божией Матери в Высоко-Петровском монастыре. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, по замыслу и при участии игумена о. Иоанна ко дню престольного праздника и 300-летия основания, Г.В. Куприяновым был выполнен весь иконостас – больше ста керамических живописно-рельефных икон и внутреннее убранство храма. Храм был вновь освящён в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1996 году, и в нём возобновились Богослужения, не проводившиеся многие десятилетия.
     Источник: Творческая мастерская Куприяновых http://zvenigorod-keramika.ru/

     Из надвратного храма Покрова Пресвятой Богородицы небольшая дверь открывает узкую винтовую лестницу, по которой мы поднялись на самый верх Колокольни.

image15

image16

image17

image18

image19

     Самый древний храм обители – Собор святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, возведен в начале XVI века архитектором Алевизом Фрязиным, строителем Архангельского собора Кремля. Собор воздвигнут на месте более древнего деревянного храма.

image20

image21

image22

image23

image24

image25

image26

     В 1684 году, во время паломничества в Боголюбово Натальи Кирилловны и ее царственного сына, Петру был подарен список с чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери. Ради чудес, бывших от этой иконы и в память о своих убиенных дядьях, юный царь подписал Указ о строительстве над могилами своих дядей каменного храма в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы. Деревянный Покровский храм повелел разобрать и престол его перенести в задуманный тогда же новый надвратный храм в монастырской колокольне. В Боголюбском соборе был поставлен список чудотворной иконы, привезенный царем из Боголюбского монастыря. Боголюбский собор монастыря стал родовой усыпальницей бояр Нарышкиных, предков и родственников императора Петра I.
     Борьба Петра I за власть со своей сводной сестрой Софьей, фактически правившей государством за юных царей, в 1689 году завершилась его полной победой. Предшествовало этому, однако, бегство 17-летнего царя, извещенного о готовящемся покушении стрельцов, из Москвы в Троице-Сергиев монастырь, под покров преподобного Сергия. В память об этом спасении и в благодарность святому Сергию по Указу Петра I в 1690–93 годах на границе между прежней территорией Высоко-Петровского монастыря и бывшей усадьбой Нарышкиных был возведен трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, прототипом которого послужил построенный несколькими годами ранее трапезный храм в Троице-Сергиевом монастыре. В знак особой близости монастыря и венценосной семьи крест главного купола Сергиевского и Боголюбского храмов был увенчан знаком царской короны.

image27

image28

image29

image30

     Церковь Преподобного Сергия Радонежского

image31

image32

image33

image34

     Церковь Преподобного Сергия Радонежского

image35

image36

image37

     Церковь Преподобного Сергия Радонежского

image38

     После осмотра церкви Преподобного Сергия Радонежского нашу группу пригласили отведать пирогов с чаем в трапезной.

image39

image40

image41

image42

image43

image44

image45

image46

image47

     9 (22) сентября 1918 года в Высоко-Петровском монастыре произошло последнее заседание Совещания епископов по регламенту работы Священного Поместного Собopa Православной Российской Церкви. На нем председательствовал Святейший Патриарх Тихон. Святитель Тихон неоднократно совершал богослужения в Высоко-Петровском монастыре во время престольных праздников храмов обители.
     По Декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января (2 февраля) 1918 года все церковное имущество было национализировано. Последний храм на территории монастыря был закрыт в 1929 году.
     И даже когда в 1918 году монастырь был официально закрыт, а все церковное имущество – национализировано, здесь в 1920-1930-е годы продолжала тайно действовать. Это была крупнейшая в СССР монашеская община, жизнь которой строилась по монастырскому уставу, где процветало старчество (воспринятое от Зосимовой и Оптиной пустыней) и совершались монашеские постриги (а чтобы не привлекать к себе лишнего внимания властей – труд в светских учреждениях вменялся послушникам, как святое монастырское послушание).

image48

image49

image50

image51

image52

image53

     С 1991 года в храмах обители стала восстанавливаться приходская жизнь и совершаться богослужения.
10 октября 2009 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода в обители возродилась монашеская жизнь.
Нарышкинские палаты.
     Палаты были резиденцией братьев матери Петра I царицы Натальи Кирилловны и её самой. В здании, которое выглядит достаточно скромно, но благородно, сейчас здесь расположены действующий концертный зал и государственный литературный музей.

image54

image55

image56

image57

image58

image59

image60

image61

image62

image63

image64

image65

image66

     Вот и подошла к концу экскурсия, а так не хотелось покидать, теперь спокойный монастырский двор, с которым связаны тревожные и страшные вехи истории государства Российского.

     Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов


     

Мир глазами фотографа