Маршрут: Москва – Флёново — Смоленск – Мир – Несвиж – Минск – Калуга – Полотняный Завод – Москва.
Для полноты ощущений мы забронировали номер в отеле в Мирском замке. Попросили номер с видом во двор замка. Надо сказать, что ощущения незабываемые, когда выглядываешь из окна номера.
«Плюсы» и «минусы»
«+»Доброжелательный персонал, проводили в номер и подробно рассказали про систему «умный дом». Есть современный лифт. Номер красиво оформлен (окна выходили во внутренний двор замка!!!), есть холодильник, чайник не выдают, есть две бутылочки питьевой воды. В номере чисто, в ванной набор косметических принадлежностей, халаты и тапочки. Предоставляется скидка на билет в замковый музей. Есть охраняемая парковка на территории замка. Интересный сувенирный магазин, можно купить путеводитель по замку с кратким описанием и фотографиями.
«-»Нет завтраков.
Ресторан при замке нам не понравился. Очень шумно, громко играет музыка и посетители, разговаривая, стараются её перекричать, чтобы услышать друг друга. Оформление интересное колорита добавляют стаи мух. Некоторые блюда нам понравились, суп из белых грибов и колдуны, а вот мясо принесли несъедобное, ¾ куска занимала нежуёбельная жила. Извинений не последовало. Стоимость взяли, как за полноценное блюдо. Ну а на завтрак купили йогурты и творожки, и прекрасно покушали. Белорусская молочка нам очень понравилась.
Сначала мы отправились в музей, а потом уже гуляли по территории замка и окрестностям. Вечером вместе с остальными постояльцами отеля пошли искать привидение. Но, видимо, оно нас испугалось и так и не появилось, только несметная стая ворон с криками периодически поднималась в воздух и проносилась над нашими головами. Очень красиво было, когда вечером (с 21.00 до 22.00) включили подсветку в замке.
История замка.
Замок в Мире – это уникальный памятник архитектуры, который был заложен в 20-е годы XVI века по распоряжению надворного маршалка Великого княжества Литовского Юрия Ивановича Ильинича. Для строительства такого мощного фортификационного сооружения у хозяина Мира были веские причины.
В начале 16 века на земли княжества участились набеги крымских татар. Неустойчивая политическая ситуация обострялась враждебностью между феодалами внутри государства, в частности Ильиничи были в недружественных отношениях с Михаилом Глинским, который был влиятелен и могущественен.
Юрий Ильинич так же хотел получить графский титул Священной Римской империи, необходимым условием для этого было наличие в собственности каменного замка.
На первом этапе строительства было возведено пять башен, соединённых стенами, толщина которых достигала трёх метров.
Но, хозяева замка – Ильиничи – не смогли завершить строительство. За сорок лет их род полностью угас. Незадолго до своей смерти внук основателя замка Юрий Ильинич-младший завещал Мирское графство своему двоюродному брату Николаю Христофору Радзивиллу по прозвищу «Сиротка». На протяжении трёх последующих столетий замок принадлежал представителям могущественного рода Радзивиллов.
Получив права собственности на земли Мирского графства в 1569 году, князь Николай Христофор Радзивилл «Сиротка» решил сделать замок одной из своих резиденций. Были возведены жилые корпуса, перепланированы угловые башни, насыпаны земляные укрепления.
В конце 16 века бастионные укрепления Мирского замка утратили свою актуальность. По неизвестным причинам Николай Христофор Радзивилл «Сиротка» отказался от дальнейшей модернизации Мирского замка. И, после возведения мощного замка в Несвиже в конце 16 – начале 17 века, княжескую резиденцию перенесли туда. Мирский замок стал загородной резиденцией. К замку примыкал роскошный сад, в котором выращивали апельсины, лимоны, кипарисы и ещё около 400 видов редких деревьев.
Затем замок пережил несколько войн и разорений.
Былую роскошь замку вернул его новый владелец – князь Михаил Казимир Радзивилл «Рыбонька». Затем его потомки владели замком до 1891 года. Мирские земли и замок покупает наказной казачий атаман Войска Донского Николай Иванович Святополк-Мирский, который приказал вырубить замковый сад. У людей не поднималась рука на цветущие деревья. Тогда сам князь первым взялся за топор. Многие считали, что он был наказан за кощунство преждевременной смертью, а в водоёме должно утонуть столько человек, сколько вырубили деревьев. И действительно, на протяжении многих десятилетий каждый год в пруду тонут люди.
Во время Великой Отечественной войны с мая по август 1942 года в замке находилось гетто. После освобождения Беларуси в июле 1944 года в замке нашлю приют местные жители, чьи дома разрушила война.
В 1983 году в Мирском замке начались реставрационные работы. В 2000 году он был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 16 декабря 2010 года состоялось торжественное открытие Замкового комплекса «Мир».
Въездная башня.
Юго-восточная башня.
Усыпальница
Юго-западная башня и колодец.
Колодец.
Северо-восточная башня.
Юго-восточная башня.
Юго-западная башня.
Основная экспозиция размещена в Северном корпусе.
На втором этаже Северного корпуса находятся залы, экспонаты которых рассказывают об оборонительном зодчестве Великого княжества Литовского (ВКЛ) в 14-17 веках и о владельцах Мирского замка – Ильиничах, Радзивиллах, Витгенштейнах, Святополк-Мирских.
С образованием Великого княжества Литовского в архитектуре земель, составлявших территориальную основу государства, наиболее активно стало развиваться оборонительное направление. На смену деревянным замкам и крепостям приходят каменные сооружения. Вначале появляются башни-бергфриды. Бергфрид – это нежилая укреплённая башня в замке. Примером такой башни является Каменецкая башня 13 века. Её высота – 30 метров – позволяла играть роль дозорного пункта, а стены толщиной в 2,5 метра защищали всех, кто укрывался внутри.
В 14 веке на землях Великого княжества Литовского для обороны от крестоносцев князья литовские, начиная от Гедимина, начали возводить укрепления нового типа – так называемые кастели, или замки правильной формы, массивные стены которых завершались боевыми галереями. Примером служит Лидский замок.
Наряду с замками оборонительную функцию выполняли христианские храмы.
В музее представлены макеты Сынковичской церкви и Камайского костёла.
Макет церкви Св. Архангела Михаила в д. Сынковичи.
Первые владельцы Мирского замка – род Ильиничей.
Рыцарский зал. Здесь представлены реконструкции доспехов 16-17 веков, к сожалению, оригинальных доспехов этого периода сохранилось немного.
В зале также представлена реконструкция детского полудоспеха. С 6-8-летного возраста мальчиков приучали носить обмундирование, обучая военному искусству. Кроме того, от будущего рыцаря требовали быть сведущим в вопросах религии, знать правила придворного этикета и владеть «семью рыцарскими добродетелями»: верховой ездой, фехтованием, искусным обращением с копьём, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца.
Экспозиция — Род Радзивиллов.
Копия картины «Княгиня Леонилла де Сайн-Ватгенштейн», 1846 г. К. Русецкий.
Миниатюра из коллекции князя Гогенлоэ.
Парадные залы располагались на третьем этаже дворца, поражали своим убранством и демонстрировали возможности владельца замка. Для оформления их интерьеров использовались охотничьи трофеи, украшенная резьбой мебель, картины лучших живописцев Европы, рыцарские доспехи, шпалеры фламандских мастеров и другие редчайшие произведения искусства.
Столовая изба – основное парадное помещение европейских дворцов эпохи Ренессанса. Столовая изба Мирского замка реконструирована на 17 век согласно документальным источникам и европейским аналогам того времени. Столовая изба занимала центральное место в планировке дворца и всегда располагалась на верхних этажах. Она отличалась значительными размерами и выполняла основные репрезентативные функции. Большие окна пропускали в Столовую избу достаточное количество света днём, а в тёмное время суток она освещалась оловянными фонарями. Здесь же находились богато украшенные кафельные печи, что подчёркивало значимость помещения. Производили кафель на радзивилловских мануфактурах, поэтому один из его вариантов изображает герб Радзивиллов – чёрного орла.
Столовая изба была призвана производить впечатление на тех гостей, которые были приглашены в замок на пир. В первую очередь, внимание гостей привлекал кессонный потолок. Этот вид потолка получил своё название от французского слова caisson («ящик») и представляет собой многоугольные декоративные углубления в потолочном своде. Стены в Столовой избе по моде того времени белились и покрывались фресковой живописью.
Главным назначением Столовой избы было проведение больших застолий. Основными предметами меблировки были большие столы, покрытые тонким сукном и скатертями, скамьи для гостей. Хозяин сидел во главе стола на отдельном кресле.
Банкет сопровождался музыкой и танцами. Слух гостей услаждали дуды, виолы и лютни.
Охотничий зал.
Портретный зал реконструирован по инвентарным описаниям середины 18 века, сделанным при князе Михаиле Казимире Радзивилле.
В 1740-1750 годах придворные художники радзивилловского двора по распоряжению князя Михаила Казимира Радзивилла «Рыбоньки» создали для Мирского замка галерею живописных портретов в лавровом венке, получившую название от композиции с использованием венка для обрамления изображённой персоны.
Зеркала в декоративных рамах и хрустальные люстры – важная часть интерьера эпохи барокко. В Портретно зале представлены два зеркала – одно из них – современная реконструкция, второе – 19 века, которое прекрасно сохранилось до нашего времени.
Грандиозные балы и пышные приёмы, которые устраивались в замке, требовали постоянной работы кухонной службы, занятой приготовлением пищи. Поэтому в подвалах дворцовой части были предусмотрены помещения для хозяйственных нужд: весовая, винные погреба, кладовые для хранения и обработки продуктов.
Внутренний двор Мирского замка.
В живописном английском парке недалеко от Мирского замка находится небольшая церковь с высокой башней-звонницей и мозаичным панно на фасаде. Это домовая церковь-усыпальница последних владельцев Мира – князей Святополк-Мирских. Церковь-усыпальница была построена по личному распоряжению княгини Клеопатры Михайловны Святополк-Мирской после смерти мужа князя Николая Ивановича.
Проект церкви-усыпальницы был выполнен петербургским архитектором Робертом Марфельдом. Строительство велось в 1904-1910 годах. После окончания работ церковь была освящена в честь Св. Николая.
Фасад церкви-усыпальницы украшает мозаичное панно «Спас Пантократор», которое выполнено в частной мозаичной мастерской Фролова в Санкт-Петербурге. Рядом с панно крепится копия картуша Святополк-Мирских с гербами двух старейших городов: Киева и Москвы.
С конца 90-х годов XX века у стен Мирского замка проводятся рыцарские фестивали. С 2006 года у стен замка каждое лето проходит фестиваль «Музыкальные вечера в Мирском замке».
На рыцарские турниры, концерты, выставки, фестивали, театрализованные представления съезжаются туристы из разных стран мира.
А мы продолжаем наше путешествие, далее едем в Несвижский замок.
Продолжение следует …
Список всех частей здесь
Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов