Достопримечательности и интересные места
Московская область, г. Зарайск, ул. Музейная, д. 1а.
Город на высоком правом берегу Осетра основан на месте селения Красное, принадлежавшего в начале XIII в. сыну рязанского князя Юрия — Федору. Литературные источники XVI в. связывают начало Зарайска с принесением в Рязанскую землю в 1224 г. иконы Николы Корсунского и постройкой одноименного храма. Переименование Николы Корсунского в Зарайского легенда связывает с гибелью жены князя — Евпраксии. Она в 1237 г. предпочла смерть-татарскому плену и, бросившись с сыном с вышки терема, “заразилась”.
Документальная история города начинается с первой четверти XVI в., когда он в числе прочих рязанских земель был присоединен к Москве и вошел в число “украинных” городов, предназначенных охранять южные и юго-восточные границы Московского государства от татарских набегов. Город был укреплен валами, рвами и деревянными стенами с пятью проездными и семью глухими башнями, получившими название Острога. Стратегическое значение города было подчеркнуто сооружением внутри Острога каменной крепости, впоследствии не раз отражавшей вражеские нашествия.
В связи с культом иконы Николы Зарайского город долго служил религиозным центром.
История Зарайска богата событиями. В 1607 г. под городом происходили бои восставших крестьян под предводительством И. Болотникова с царскими войсками. В годы польско-шляхетской интервенции Зарайск сыграл значительную военно-политическую роль, оказав поддержку правительству в его борьбе с самозванцами и иноземными захватчиками. В 1608 г. город подвергся осаде и был взят отрядами Лисовского, которые продержались здесь около года.
С расширением государственных границ Зарайск теряет оборонное значение. В нем начинает развиваться местная и транзитная торговля, в том числе скотом и хлебом, чему способствовало положение города на перекрестке дорог в Москву, Рязань и Тулу. В 1778 г. Зарайск получил статус уездного города Рязанского наместничества, позже губернии, герб и новый, “регулярный”, план с прямоугольной сеткой кварталов. Старая застройка посада была деревянной. Лишь в XVIII в., с ростом купеческих капиталов, начинают сменяться каменными прежние деревянные церкви. Экономический расцвет Зарайска в XVIII — первой половине XIX в. позволил быстро реализовать проект его перепланировки и обстроить богатые центральные районы преимущественно кирпичными домами. К 1798 г. план был воплощен в жизнь; в городе помимо крепости находилось 29 каменных зданий, из них десять культовых и десять гражданских казенных и общественных построек. Формирование новой городской среды практически завершилось к середине XIX столетия, однако опустошительный пожар 1860 г. истребил лучшую часть города, уничтожив все деревянные строения. При возобновлении классицистическая застройка испытала известное влияние архитектурной эклектики.
Территория города надолго стабилизировалась. Лишь в конце XIX в., в связи с развитием промышленности, появилась тенденция к ее расширению в северо- восточном направлении. Современное строительство ведется с 1960-х гг. в основном на свободных участках, за пределами старых кварталов. До наших дней старый Зарайск сохранил на редкость цельный индивидуальный свой характер. Историческим центром его служит кремль с соборными церквами, расположенный на мысу между рекой Осетром и речкой Монастыркой. Топография и террасный рельеф прилегающей местности определил достаточную самостоятельность кремля по отношению к композиции регулярного города. С последним он связан торговой площадью, традиционно сформировавшейся у стен крепости. Широкие прямые улицы и площади основной части Зарайска украшают добротные, главным образом двухэтажные особняки и общественные здания эпохи классицизма. Утопающая в зелени малоэтажная застройка периферийных жилых районов ниже кремля и на левом берегу Монастырки — преимущественно деревянная, конца XIX–XX в.
Зарайский кремль. План крепости
1 — Никольская проездная башня; 2 — Казенная башня;
3 — Троицкие ворота; 4 — Наугольная башня; 5 — Спасская проездная башня; 6 — Тайницкая башня; 7 — Егорьевская проездная башня; 8 — Караульная башня
Кремль. Крепостная стена с башнями
КРЕМЛЬ построен по указу великого князя Василия III в 1528–1531 гг. Он стоит на плато при слиянии речки Монастырки с Осетром, занимая юго-западную часть территории окружавшего его Острога. Прямоугольный в плане с четырьмя многогранными угловыми и тремя проездными прямоугольными башнями, он принадлежит к немногочисленным русским “регулярным” крепостям конца XV — первой трети XVI в. Сооружения крепости неоднократно ремонтировались. Особенно крупные работы производились в 1650–1651 и в 1860–1865 гг. В 1789 г. для лучшего сообщения кремля с городом в его ранее глухой восточной стене пробиты дополнительные, Троцкие, ворота.
Крепость сложена из кирпича и с внешней стороны облицована белым камнем на 2/3 высоты стен и 3/5 высоты башен. Ее архитектура характеризуется простотой и утилитарностью.
Кремль. Караульная башня
Стены с наклонным цоколем и двумя ярусами боя, без машикулей, завершались трехгорбыми, редкого типа зубцами. При ремонте кремля Борисом Августовым в середине XVII в. зубцы преобразованы в непрерывную аркатуру, интервалы между ними превращены в бойницы. Внутренняя сторона стен представляет собой аркаду, несущую уступ боевого хода с глухим парапетом и столбами для поддержания двускатной тесовой кровли. Угловые башни имеют четыре, проездные — три яруса боя, которые сообщались между собой люками в деревянных настилах. Наиболее крупная Никольская башня, служившая главным входом в кремль, снабжена отводной стельницей. Все ворота имели опускные решетки — герсы. Первоначальный характер завершения башен неизвестен. Существующие тесовые шатры устроены в ходе ремонтно- реставрационных работ, проводившихся с начала 1950-х гг. последовательно под руководством Г.П. Белова, М.Б. Чернышева и С.П. Орловского. Тесовые покрытия стен и башен сменили собою металлические, середины1860-х гг.
Исторический материал:
1. Бакмейстер Л., Топографические известия, служащие для
полного географического описания Российской империи. —
СПб., 1772;
2. Зарайск: Материалы для истории города XVI–XVIII столетий. — М., 1883;
3. Косточкин В. В. Русское оборонное зодчество конца XIII
— начала XVI веков;
4. Историческая справка по Зарайскому кремлю. 1939 г.
СОБОРНЫЙ КОМПЛЕКС в кремле, XVII–XX вв., образован двумя храмами — холодным Никольским и теплым Иоанна Предтечи. Стоявшая между ними колокольня второй трети XVIII в. разобрана в 1930-х гг. Ведущее положение в комплексе и в кремлевском ансамбле в целом занимает монументальное здание теплого храма. Поставленное в средней части крепости, оно служит ее композиционным центром. Высокий купол собора в совокупности с пятиглавием соседнего храма и шатровыми башнями цитадели образует живописный силуэт Зарайского кремля. Историческое ядро комплекса, Никольский собор выстроен из кирпича по указу 1681 г. царя Федора Алексеевича вместо каменного храма 1528 г. “У строения” находился назначенный из Приказа Большого дворца Петр Любавский. Дальнейшие ремонты изменили характер покрытия здания, были увеличены окна, устроены хоры и наружные тамбуры. Часть пристроек разобрана в XIX — начале XX в. В основном художественные формы памятника восстановлены в 1959–1961 гг. под руководством Г.П. Белова.
Архитектура собора представляет синтез композиционных приемов XV–XVI вв. с конструкциями и декором своего времени. Бесстолпный четверик храма перекрыт глухим сомкнутым сводом и увенчан пятью луковичными главами. Фасады, расчлененные лопатками на три прясла, завершаются ложными закомарами, отрезанными карнизом от поля стены. Четырехскатная кровля над средней частью четверика сочетается с позакомарным покрытием. Входы в собор обработаны перспективными порталами, из которых белокаменный северный покрыт богатой резьбой, в 1910-х гг. еще хранившей следы раскраски. Общая сдержанность и характер детального наружного убранства сближают памятник с современным ему Успенским собором в Коломне. На главах — прорезные кресты XVII в.
Стены и своды внутри храма покрыты масляной живописью, представляющей позднюю запись первоначальной, время возникновения которой не установлено. Стенопись уже существовала в XVIII в., сведения о ее возобновлении относятся к 1760 и 1849 гг. Последнее поновление сделано в 1913 г.
Великолепный барочный иконостас второй половины XVIII в. сохранился в остатках. Его сложная резьба с мотивами рокайля и круглая скульптура утрачены. Иконы переданы в местный краеведческий музей. Пол в соборе из чугунных, в алтаре из лещадных плит. Имеются железные кованые двери, покрывавшая их роспись XVIII в. отсутствует.
Никольский собор
План собора
Собор Иоанна Предтечи — последний по времени из храмов этого наименования на территории Зарайского кремля. Он выстроен в 1901–1904 гг. по проекту К.М. Быковского, на средства* А. А. Бахрушина, на месте разобранной ампирной церкви 1819–1821 гг. Ряд архитектурных приемов и силуэт памятника близки московской церкви Троицы на Грязах, которая, видимо, послужила для него образцом. Кирпичное здание оштукатурено, детали выполнены из портландцемента. В нарядной, торжественной его архитектуре композиционные приемы классицизма сочетаются с ренессансными мотивами убранства. Четырехстолпный трехапсидный храм, перекрытый куполом и системой парусных сводов, типологически представляет модификацию крестовокупольной постройки. Массивный световой барабан, значительно сдвинутый к востоку, покоится на квадратном постаменте с балюстрадой. Поперечная ось здания выделена ризалитами с пилястровыми портиками коринфского ордера. Над западным притвором — хоры. В сочной пластике фасадов значительна роль ниш и сандриков двух типов на кронштейнах.
Собор Иоанна Предтечи
План собора
Внутри собор был богато украшен. От нарядного интерьера остались полы из лещадных плит и отделка стен и сводов штукатурными тягами. Красочные росписи с элементами стиля модерн, исполненные по эскизам К. Быковского, почти полностью забелены. Иной манеры фигурная живопись в куполе храма стилизует приемы Древней Руси. Стенопись возобновляется. Главный иконостас, созданный по рисунку С.У. Соловьева “в древнем стиле”, не сохранился; его заменяет временный.
Мой канал в TELEGRAM, комментируйте и обсуждайте вопросы, связанные с фотографией и путешествиями.