Достопримечательности и интересные места
Тверская область, Торжокский район, Марьинское с/п, п. Раёк
Если собраться в путешествие в Торжок, то по дороге можно заехать посмотреть замечательное творение знаменитого архитектора Н.А. Львова — усадьбу Знаменское-Раёк
Усадьбу можно посетить, записавшись на официальном сайте. Дом с постройками находятся практически в первозданном виде, ещё не подвергались основательной реставрации. Некая компания начала было реставрацию, чтобы пустить дом под гостиницу, но что-то у них не получилось, поэтому у нас есть возможность увидеть творение архитектора Львова, а не заурядный отель.
История усадьбы
Фёдор Иванович Глебов — генерал-аншеф, сенатор, герой русско-турецкой войны, кавалер множества орденов, в 1772 году женился на Елизавете Петровне Стрешневой — последней представительнице и единственной наследнице старинного знатного боярского рода Стрешневых, к которому принадлежала Евдокия Лукьяновна, супруга царя Михаила Романова.
Отец Елизаветы, Петр Стрешнев, был против брака единственной дочери с вдовцом с ребёнком, старше её на 17 лет. По воспоминаниям современников, супруга Глебова отличалась строгим деспотичным нравом. О своём выборе супруга Елизавета писала: «Я никогда не была в него влюблена, но я поняла, что это единственный человек, над которым я могу властвовать, вместе с тем уважая его». Фёдор Глебов, напротив, питал к жене глубоко нежные чувства, часто признавался, что живет только для неё, и, дабы угодить молодой супруге, решил возвести для неё белокаменную усадьбу на месте деревянной на своей вотчине в Тверской области.
Герб Шаховских-Глебовых-Стрешневых.
Фёдор Глебов хотел построить не просто дом, а место, достойное приема императорских особ: семью Глебовых связывали давние доверительные отношения с царствующей императрицей Екатериной II. Екатерина была восприемницей старшего сына Глебовых, Петра, и гостила в имении. В память о её визите в семье хранились канделябры, которые несли перед императрицей. Так, проектирование новой усадьбы Глебов доверил архитектору-палладианцу Николаю Львову, к гениальному уму и вкусу которого обращалась сама Екатерина II, а впоследствии император Павел. Строительство началось летом 1787 года. Место для новой усадьбы выбрали на юго-западе от прежнего, в излучине реки Логовежи. Погост перенесли, а все основные постройки заложили вокруг Знаменской церкви. Материал для строительства брали на кирпичном и черепичном заводах в Знаменском селе, белый камень привозили из соседнего города Старицы.
Архитектурный ансамбль возводился 12 лет. Усадьбу в классическом стиле прозвали «ожерельем для Елизаветы», так как формой она напоминала украшение, которое Глебов подарил своей жене: круговая колоннада из почти двухсот колонн — цепочка, четыре флигеля с башнями — ограненные алмазы, парадные ворота — замок, главный дом усадьбы — кулон.
Архитектурный ансамбль усадьбы
Поразительно продуманная планировка усадьбы основана на тщательно изученной Николаем Львовым архитектуре Андреа Палладио — итальянского зодчего позднего Ренессанса венецианской школы, основоположника палладианства и автора «Четырех книг об архитектуре», которые перевел на русский язык Львов. Классицистическое течение палладианства основано на возрождении и переосмыслении античных традиций, Палладио боготворил античность и избрал себе учителем Витрувия, автора трактата «Десять книг об архитектуре», в которой выводится знаменитая «Триаду Витрувия» или «три закона» архитектуры: firmitas, utilitas, venustas — прочность, польза, красота. Андреа Палладио приводит каноны древнеримских ордеров в своих «Книгах», которые переводит и использует Николай Львов, что позволяет нам понять, на что опирался архитектор усадьбы в своих творениях. Так, в усадьбе применяется характерное для XVIII века осевое построение — ярко выраженная симметрия архитектурного ансамбля.
Акварель неизвестного художника — Бальный зал в усадьбе, XIXвек.
При въезде в усадьбу через Парадные ворота, гостям открывался вид на огромный парадный двор. Сквозь кованое кружево ворот, оформленных в виде триумфальной арки, просматривается овальный курдонёр, окружённый белыми тосканскими колоннами. Любимый архитектором солярный символ венчает верхнюю часть кованых ворот, и, если встать перед ними в определенной точке, и взглянуть на главный дом, лучи металлического солнца совпадут с полуциркульным окном в куполе.
Усадьба строго ориентирована по сторонам света, солнце словно включено в ансамбль, его свет играет роль первой скрипки в симфонии классицистического торжества усадьбы.
В обрамление парадного двора включены два флигеля с башнями, расположенными напротив друг друга. Центр композиции — главный дом, увенчанный бельведером. Композиция парадного двора направляет внимание к парадной лестнице дома, вход в который отмечен четырёхколонным тосканским портиком. Архитектурный облик дома — трехэтажный четвериковый объём с круглым бельведером и торжественными портиками.
Парадное крыльцо фланкировали пушки, а центром композиции парадного двора являлся фонтан со скульптурной группой: Лев, Арион и Дельфин. Фонтан функционировал благодаря сложной инженерной системе, связывающей каскадные пруды и специально устроенные каналы. В Знаменском, по примеру Палладио, парадные и хозяйственные постройки объединены в единую систему, части которой соединяла колонная лоджия. Здесь она утратила практическое значение — укрытие от зноя и дождя, но, превратившись в ограду парадного двора, стала символом представительности. Тосканский ордер, примененный здесь, Палладио как раз рекомендовал для загородных вилл.
Хозяйственные постройки усадьбы, как уже отмечалось ранее, органично связывались у Львова с парадной частью. И нередко простое практическое назначение приобретало необычную форму и композицию. Такой прием практиковался у Палладио в знаменитых северных виллах. Северный флигель задумывался как две башни, соединенные длинным зданием каретного сарая, замаскированным со стороны курдонёра все теми же рядами тосканских колонн. В одной из башен размещалась библиотека. Южный флигель, с двумя подобными башнями, вмещал в себя оранжерею, стеклянная часть которой обращена в сад. В оранжерее выращивали лимоны, апельсины, ананасы, персики, абрикосы, спаржу. Для ботанического сада Глебов выписывал заморские деревья: фисташковые, шелковичные, гвоздичные, лавровые, чернослив, груши, бергамот. В дальней от главного дома башне, по словам старожилов, располагался театр.
Главный дом, прямоугольный в плане, имеет центрическую композицию. Внутри здание спланировано по анфиладному принципу и имеет чёткое функциональное назначение. В парадном зале на третьем этаже устроен внутренний купол с отверстием, открывающимся в световой барабан. Приём двойного купола, впервые применённый Львовым в Иосифовском соборе в Могилеве, потом часто встречается в его работах, в том числе в мавзолее родовой усадьбы Никольское-Черенчицы. Источником вдохновения в данном случае явился для него римский Пантеон, изученный Палладио. Приём, — купол с отверстием в небо, — Львов адаптирует к русским условиям, создавая свою «небесную» полусферу над ним. Парадный зал занимает центральное положение в доме и выделяется своей формой и отделкой.
Живопись купола имитирует кессонированную поверхность, которая иллюзорно расширяет пропорции зала. Фрески на стенах — большей частью лепные гризайли, легкие орнаменты и медальоны, как бы подражающие резным камням, арабески и живописные виды усадеб в рамах над дверьми созвучны мотивам росписей Помпей и Геркуланума. В усадебном доме нашлось и место для таблиниума — помещения римского дома, где находился семейный архив и портреты предков. Им стала парадная столовая. В верхней части стен расположился парадный фриз из 24 императорских портретов в овальных медальонах. Галерею начинают портреты царя Михаила Романова и его супруги Евдокии Стрешневой, что напрямую указывает на прямое родство семьи с царствующей династией.
Парковый фасад устроен иначе: в центральной части дома расположена глубокая лоджия с колоннами, образующая просторную террасу с боковыми сходами в парк. Прообразом портика таких пропорций мог быть храм Геркулеса в Кори, который Львов мог видеть в своем итальянском путешествии.
Усадебный парк представляет собой редкую ценность. Ведь, если реставраторы восстанавливают утраченные здания, то ни один мастер ни в силах оживить двухсотлетние деревья. Пейзажный парк и фруктовый сад окружают усадьбу живописным кольцом: 27 деревьев в возрасте 180 лет и 70 деревьев, которым около 100 лет.
Спланированный в традициях второй половины XVIII века, в давние времена он имел регулярную и пейзажную части. Перед домом, продолжая осевую композицию, располагался регулярный парк. Чем дальше уводила двухрядная липовая аллея в глубину парка, к реке, тем постепенно регулярные мотивы парка перетекали в пейзажную часть. Живописные участки парка отмечали беседками, павильонами и затеями: Полуденный домик, Троеграновый, погреб Ротонда, храм Цереры, каскад прудов с пристанями, купальнями и гротами. Ныне парковые павильоны утрачены. В центре верхнего Палатного пруда расположен остров Любви. Венчает остров старинная сосна, с обхватом ствола более трёх метров. Дно пруда выложено валунами, излюбленным Львовским материалом. По семейному преданию, Фёдор Глебов посадил на этом острове три сосны, символизировавшие Веру, Надежду и Любовь, и каждый год переплетал ветви между собой таким образом, чтобы, когда деревья выросли и окрепли, ничто не разорвало их тесные узы. Спустя более двухсот лет на этом острове растет одна сосна.
Главная идея создания парков в конце XVIII века — сотворить подобие Рая на земле. Смена времен года дарит живописные картины, написанные красками крон деревьев, пение птиц дополняется звуками падающей воды на перекатах каскада прудов.
Усадьба Знаменское-Раек включена в предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЛЬВОВ, сын небогатого дворянина, родился в 1751 году в родовом имении Черенчицы (впоследствии переименованном им в «Никольское») в бывшем Новоторжском уезде Тверской губернии.
Уже с детских лет, по словам его первого биографа, он проявил «необычайную бойкость, предприимчивость и устойчивость в преодолении всякого рода затруднений». Дома он получил весьма скудное образование: «лепетал несколько слов французских, по-русски писать почти не умел». Рано лишившись отца, он вынужден был сам прокладывать себе дорогу и шестнадцати лет отправился в Петербург на военную службу. Поступив в бомбардирскую роту Измайловского полка, он обучался в полковой школе, которая считалась одной из лучших полковых школ в столице. Здесь он впервые получил систематическое образование и увлёкся литературой и искусством. В образовавшемся вокруг него кружке молодые люди читали, занимались переводами, начали сами писать стихи. В результате этих занятий члены кружка выпустили рукописный журнал под названием «Труды четырёх разумных общинников», инициатором и душой которого являлся наиболее одарённый из них Н. А. Львов.
Примерно в это время у Львова завязываются прочные дружеские связи с В. В. Капнистом, впоследствии автором антикрепостнической «Оды на рабство» и сатирической обличительной комедии «Ябеда», с будущим баснописцем И. И. Хемницером, несколько позднее с Μ. Н. Муравьёвым, отцом декабриста Никиты Муравьёва. В эти годы Львов усердно пополняет своё образование чтением. Он знакомится с произведениями античных поэтов и писателей, творчеством итальянского поэта эпохи Возрождения Торквато Тассо, французских философов и просветителей Вольтером, Монтескье, Руссо, причём особенно увлекается последним. В одной из своих юношеских записей он говорит, что желающему узнать его сердце и ум надо справиться у Руссо — его образца — и у нежной Сафо. Об этом его почитании Руссо говорит и его друг Μ. Н. Муравьев.
Так, путем самообразования Н. А. Львов становится всесторонне эрудированным человеком.
Значительно расширили его кругозор и путешествия за границу. В его юношеской тетради указывается на его пребывание в Париже в августе 1775 года. В декабре 1776 года Львов снова отправился за границу, на этот раз вместе со своим другом И. И. Хемницером в сопровождении директора Горного департамента и Горного училища Μ. Ф. Соймонова (родственника Львова). Они посетили Германию, Бельгию, Голландию, Францию. Из дневника Хемницера мы узнаем об интересах молодых людей. В Париже они почти ежедневно бывали на концертах и в театрах. В дневнике постоянно упоминаются посещения картинных галерей и музеев: Лувра, галереи «славного Рубенса» в Люксембургском дворце, Версальской галереи и пр. Из архитектурных сооружений им особенно понравились церковь дома Инвалидов в Париже, «церковь лучшая, которую видеть можно», и строившаяся в то время церковь св. Женевьевы. Молодые люди осмотрели и все знаменитые загородные ансамбли. Во всех странах, где они побывали, они знакомились также и с последними достижениями науки и техники.
Н. А. Львов вернулся в Россию в августе 1777 года, «очень довольный своим путешествием; он имел случай удовольствовать своё любопытство, особливо в художествах, которым он учился», говорит в своём письме к отцу Μ. Н. Муравьев.
Общая эрудиция и прекрасное знание иностранных языков определили его дальнейшую службу. При содействии крупного дипломата П. В. Бакунина Львов поступил в Коллегию иностранных дел. Бакунин же познакомил его с А. А. Безбородко, который вскоре стал его покровителем.
К концу 1770-х годов, по-видимому, относится знакомство Львова с Г. Р. Державиным, вскоре перешедшее в близкую дружбу (впоследствии они породнились, так как Державин, овдовев, женился на свояченице Львова). В 1779 году под наблюдением Державина в Петербурге производилась перестройка зала общего собрания в Сенате, для украшения которого Н. А. Львовым были составлены сюжеты барельефов, выполненных Рашеттом.
Около 1780 года Львов тайно обвенчался с М. А. Дьяковой, так как её родители не соглашались на брак, который был признан ими лишь в конце 1783 года.
В 1780-е годы в полную силу развертывается многогранное дарование Львова. В 1780 году утверждаются его проекты Иосифовского собора в Могилеве и Невских ворот Петропавловской крепости, в 1782 году — проект Почтамта в Петербурге, в 1785 году — Борисоглебского собора в Торжке. К 1780-м годам относятся проектирование и строительство ряда усадебных сооружений: церкви и колокольни в Арпачеве и в селе Александровском, церкви села Мурина, дома, мавзолея и хозяйственных построек в Никольском—Черенчицах, ансамбля Александровой дачи близ Павловска, дома в Райке, Летнего домика в Ляличах, проекта Выборгской, Валдайской и Колыванской церквей и ряда жилых домов в Петербурге и Москве и, наконец, проекты здания Кабинета и Казанского собора в Петербурге. Имя Львова становится столь известным в архитектурных кругах, что в январе 1786 года Совет Академии художеств присуждает ему звание почётного члена Академии.
К этому времени в связи со своей литературной деятельностью Львов уже состоял действительным членом Российской Академии, в которую он был избран в 1783 году, наряду с крупнейшими русскими поэтами, писателями и учёными. Это показывает, что Львов получил широкую известность в литературных кругах, несмотря на то, что он скупо печатал свои произведения и большей частью анонимно; в основном они распространялись в рукописях.
В эти же годы Львов начинает заниматься вопросами экономики государственного хозяйства, в частности изысканием новых видов топлива. Львов глубоко интересовался сельским хозяйством и состоял членом Вольно-экономического общества.
Стремление Львова к предпринимательской деятельности сказалось и в том, что позднее он стал владельцем пивоваренного завода в Петербурге.
Разнообразная деятельность Львова прерывалась неожиданными поездками, связанными с его службой и близостью ко двору. В 1787 году Львов совершил путешествие по России, обогатившее его многими впечатлениями. Он находился в свите Екатерины II во время её поездки в Крым после его присоединения к России.
Дорожные заметки и зарисовки Львова в его путевых тетрадях 1803 г. раскрывают круг его интересов. Большое внимание он уделял историческим памятникам архитектуры. В путевых тетрадях имеются документальные изображения: домик Петра I и деревянная церковь в Липецке, древняя церковь в Керчи и её детали, орнамент, высеченный на камне в Керченской крепостной стене, вид крепости в Эникале, и т. п. Об интересе Львова к археологии и его бережном отношении к произведениям древней культуры говорит памятник, сооружённый им в церкви города Фанагории (Тамань). Обнаруженный ещё в 1792 году Тмутараканский камень в бытность Львова в 1803 году в Тамани оказался использованным в качестве порога. Львов извлёк его, перенёс во внутрь храма и «собрав разные примечания достойные остатки других древних камней, составил памятник, означающий прехождение острова Тамана под владение разных народов».
В результате обследования целебных источников Кавказа Львов составил оригинальный проект устройства водной лечебницы «на Бештовых горах» в толще самой сталактитовой горы, чтобы избежать расходов на дорогой строительный материал и использовать горячие источники как для лечения, так и для обогревания помещений. Кроме ванн и большой купальни с бассейном, он предлагал также устроить паровую ванну, «где вода, упадая на горячие камни, производить будет целительный пар». Польза паровых ванн была уже признана Парижским факультетом, и устройство таких ванн в Пиренейских горах было поручено некоему Ломету. Не чуждаясь иностранного опыта, Львов надеялся получить его проект: «Может быть и оттуда заимствовать будет что-нибудь возможно, не отступая, однако, от сего единственного и твердо во мне вкоренённого закона, что для русского человека русские только годятся правила и что совсем он не сотворён существом подражательным — везде исполин и везде подлинник». В этих словах сказалась вся сущность Львова с его горячим патриотизмом и верой в силу русского национального гения.
Поездка на Кавказ и в Крым была последним этапом его деятельности. По возвращении в Москву он заболел и умер 21 декабря 1803 года (по старому стилю). Прах его был перевезён и похоронен в мавзолее, воздвигнутом им в усадьбе Никольское-Черенчицы бывшей Тверской губернии.
Источник: М.В. Будылина, О.И. Брайцева, А.М. Харламова «Архитектор Н.А. Львов», Москва, 1961 год.
Мой канал в TELEGRAM, комментируйте и обсуждайте вопросы, связанные с фотографией и путешествиями.