10 – 26 июня 2018 года.
Пройдено – 3000 км.
Дворцы, парки, города, Ладога, Онега, достопримечательности и интересные места.
Маршрут: Москва – Тверь — Великий Новгород – Выборг – Средневековый город Сваргас – Сортавала (Валаам) – Рускеала – Петрозаводск (Кижи) — Марциальные Воды – Медвежьегорск – Вытегра – Вологда – Кострома – Иваново – Суздаль – Москва.
Когда мы шли в Петровский сквер, увидели информационный туристический центр, зашли, чтобы взять карты Петрозаводска и окрестностей. Нас пригласили посмотреть выставку «Древо Калевалы», которая нам понравилась. Выставки в центре проводят бесплатно.
Древо «Калевалы»
Медиа-центр «Vыход» организовал выставку петрозаводского художника Игоря Гашкова, который создал уникальные работы карело-финского эпоса «Калевала».
«Мне пришло одно желанье,
Я одну задумал думу –
Быть готовым к песнопенью
И начать скорее слово,
Чтоб пропеть мне предков песню,
Рода нашего напевы…»
Руна 1, «Калевала»
Работы И. Гашкова – не абстрактные композиции из дерева по мотивам знаменитого эпоса, не просто декоративные панно, а целое философское послание, сущность рождения одного из шедевров европейской эпической поэзии.
В своих произведениях он использует древесину сосны – дерева, которое является символом земли Калевалы.
Земля Калевалы.
Сотворение мира и рождение Вяйнямёйнена
Прародители, Мать
Вяйнямёйнен
Происхождение Кантеле
Кантеле усыпляет
Не уйти от погони.
Борьба колдунов.
Спасение Вяйнямёйнена.
Прародители, Отец
Месть Йоукахайнена.
Вяйнямёйнен засевает Землю.
Погоня за лосем
Вяйнямёйнен ловит рыбу Айно.
Прародители, Дедушка
Похищение Сампо.
Вяйнямёйнен и дева Велламо.
Айно.
Похищение светил.
Состязание в колдовстве.
Керамика, ручная работа карельских мастеров.
Береста, ручная работа карельских мастеров.
Дерево, ручная работа карельских мастеров.
Информационный центр расположен по адресу: пр-т Карла Маркса, д. 14
Здесь можно купить сувениры, бесплатно взять карту города и окрестностей и другой информационный материал.
В Петрозаводске есть ещё один небольшой, но очень интересный музей, в который мы с удовольствием сходили.
Художественная галерея «Дом Куклы» Татьяны Калининой. Адрес галереи: г.Петрозаводск, набережная Ля Рошель, д.13
Калинина Татьяна Павловна (1954 – 2001 г.г.)
Родилась в г. Тукумс Латвийской ССР.
Закончила Ивановский химико-технологический техникум (1970-1974), отделение художественного оформления и колорирования тканей, специальность художник-колорист.
Работала художником по декору, мастером производственного обучения, художником-постановщиком, художником по гобелену и росписи. С 1976 года участвовала в выставках, была принята в молодежное объединение Союза Художников ССР.
В 1986 г. переехала в Петрозаводск. Организовала гобеленовую мастерскую.
С 1990 г. член Союза Художников России.
Татьяна Калинина также широко известна как, живописец, скульптор («Несущая», «Художник», «Ангел»).
В 1998 – 1999 г. выступала в качестве художника-постановщика вместе с режиссером С. Цуркану в спектакле «Сказка о царе Салтане» Петрозаводского театра кукол.
В июне 1999 г. Татьяна Калинина открыла художественную галерею «Дом Куклы». Постоянная экспозиция «Духи Карелии или Кижские домовые».
За создание «Дома Куклы» стала лауреатом премии «Человек года».
«Эта экспозиция создавалась в течение нескольких лет, начиная с 1992 года. Стоит отметить, что Татьяна Калинина пропустила образы всех персонажей через призму своего восприятия, что отразилось на внешности и характерах её кукол. Каждый художник, делающий кукол, играет с ними. Во время этой игры родились новые персонажи: судовой, дивики, топурики…»
Домовой. Существуют различные его описания. Для кого-то это кошка или старичок с бородой и в шапке, кто-то представляет его маленьким лохматым существом без рук и ног. Иногда этот дух напоминает хозяев дома. Увидеть домового можно лишь один раз в году, на Пасху.
Дворовая. Живёт на крестьянском подворье и считается покровителем домашних животных. Рядом с ней её помощницы крысы. Саму дворовую опять же представляли по-разному – змеёй, лягушкой, лаской либо в образе одного из членов семьи. Переезжая на новое место, хорошую дворовую звали с собой. Все болезни скота объясняли гневом или местью дворовой, поэтому на Пасху этого духа задабривали пасхальными яйцами.
Ригачник. Живёт в риге – постройке, где производится обмолот и просушка зерна. Является человеку в образе бородатого, в лохмотьях мужика с перепачканным сажей лицом, иногда с хвостом или мальчиком 9-ти лет с круглыми глазами и ушами. Ригачника боялись, так как считали его суровым и свирепым. В риге нельзя было оставаться на ночь, запрещалось топить печь-каменку в этом помещении по праздникам и выходным. Ригачника задабривали хлебом, сахаром и чаем.
Гнётка. Хранитель родовой информации. Знает судьбу каждого из членов семьи. Живёт как большая лохматая собака под кроватью хозяина дома. Сам лохматый, а ладошки голые и горячие. Лицо скрыто. Приходит по ночам, чтобы посредством снов рассказать человеку о его судьбе. Он садится на грудь и давит на человека, гнетёт его. Пугаться его не следует, так как у него нет дурных намерений.
Шаманка. Это человек, который умеет общаться с духами и с их помощью лечит болезни и управляет природными стихиями. В племенах шаман обладал почти неограниченной властью, т.к. своими способностями вызывает у людей страх и уважение. У нашей шаманки есть настоящий атрибут – шаманский бубен, с помощью которого она и вызывает духов. Именно с этой куклы и началось создание данной коллекции.
Судовой. Дух судна, корабля. Покровитель и защитник моряков. Собирательный образ. Походит на моряков, рядом с которыми живет.
Карельский водяной «Витакс». Его описывали как смесь ящера и крокодила: с длинным хвостом, короткими лапами и большой пастью. Считалось, что имя его с течением времен было утеряно. Младшая дочь Татьяны Калининой Даша придумала для него необычное имя — Витакс. А ещё секрет данной куклы в том, что она сделана из другой старой куклы. Таким образом, художница подарила сломанной игрушке новую жизнь.
Амбарник. Живёт в амбаре, где хранится зерно. Является людям в образе маленького ребёнка с серым лицом и огромными глазами. Амбарник двулик. Несмотря на вызывающий жалость внешний вид, этот дух очень скуп, любит одиночество и не желает соседствовать с другими духами.
Русалка. Русалкой на русском Севере считалась утопленница. Поэтому у русалки две ноги. Русалки выходят на берег в ночь на Ивана Купалы и неделю после Троицы. Они водят под луной хороводы, а потом своими песнями завлекают в воду одиноких прохожих. В такие ночи опасно купаться в одиночку, так как русалки могут защекотать такого человека до смерти.
Топурики. Это существа, придуманные Татьяной Калининой. Она поселила их на болоте. Само имя «Топурик» происходит от слова топь (гиблое место, трясина). Топурики – друзья болотной кикиморы. Живут они под водой, а когда в солнечную погоду вылезают погреться на солнце, их головы напоминают болотные кочки.
Дивики (от слова диво, дивный). Потомки Дива – духа-защитника людей. Дивики разные, так же как и люди. Некоторые из них живут в цветах, деревьях и камнях. Эти существа, находясь рядом с человеком, забирают из него негативные эмоции (печаль, зависть, злобу, раздражение, ревность, обиды), мелкие неприятности, а взамен отдают хорошее настроение.
В «Доме Куклы» можно купить авторскую куклу или другой сувенир, которые выполнены мастерами по изготовлению кукол: Борисом Кудрявцевым, Натальей и Игорем Кагачевыми, Любовью Малиновской, Алексеем Макаровым, Еленой Диковой, Еленой Мининой, Ольгой Олоновцевой, Татьяной Гомбаш и Ильёй Ершовым.
«Доме Куклы» проводятся выставки и других авторов.
Автопортрет
Очень понравилось нам побывать в гостях у «Дома Куклы».
Интересно было наблюдать, как по-разному воспринимали кукол дети. Из двух сестричек: младшая всё время плакала и боялась, что её обидят персонажи, а старшая была в восторге и сфотографировала всех кукол.
На следующий день мы отправились на остров Кижи.
Музей-заповедник «Кижи» расположен на острове Кижи и на территориях соседних островов. В него входят три основных сектора: «Русские Заонежья», «Русские Пудожья», «Усадьба карела-ливвика» и деревни – Ямка и Васильево. Экспозиция охватывает постройки деревянного зодчества конца 19 века и начала 20 века.
Центральное место в музее занимают Кижский погост, 22-х главая церковь Преображения Господня, Покровская церковь и Шатровая колокольня.
За годы существования музея на его территорию были перевезены древнейший деревянный храм России – церковь Воскрешения Лазаря, несколько часовен, около двадцати крестьянских домов и хозяйственные постройки. На острове ведутся реставрационные работы.
Свежеизготовленные новые деревянные купола церкови Преображения Господня (срок службы около 40 лет)
В различных старинных деревянных строениях можно встретить реконструкторов крестьянского быта прошлого века, торгующих своими изделиями.
Реконструкция ручного изготовления знаменитых куполов
Лавка языческих фигурок (стоимость указана на основании)
Экскурсионный тур мы купили в агентстве в гостинице. В определённое время нас встретили на причале, разместили на «комете», доставили до места за 1 час 20 минут. На острове всех прибывших туристов разбили на группы, выделили экскурсовода, и мы прослушали рассказ об острове, его жителях и откуда привозили старинные деревянные строения. На острове есть запреты: нельзя сходить с тропы, нельзя кушать, когда присели отдохнуть на скамейку. Сувенирная посуда красивая, но стоит дорого. Сувениры больше рассчитаны на иностранных покупателей.
В следующей части мы отправимся на гору Сампо, в Марциальные Воды и на водопад Кивач.
Продолжение следует … Список всех частей здесь
Мой канал в TELEGRAM, комментируйте и обсуждайте вопросы, связанные с фотографией и путешествиями.
Краткие анонсы статей о новых впечатлениях от фотопутешествий можно отслеживать, подписавшись на мой канал в Дзен