Смоленские музеи
Маршрут: Москва – Флёново — Смоленск – Мир – Несвиж – Минск – Калуга – Полотняный Завод – Москва.
В центре есть несколько интересных музеев, с них мы и начали изучение города.
Исторический музей.
Смоленск, улица Ленина, №8
http://www.smolensk-museum.ru/catalog/istoricheskiy_muzey/
Исторический музей является старейшим в системе Смоленского музея-заповедника: в 1888 году смоленским краеведом С.П. Писаревым в здании городской Думы был открыт историко-археологический музей.
Камень с владельческим знаком Смоленского князя Ростислава Мстиславича (12-13 века) и надписью: «Степан тиун написал пятн Ростиславль».
В музее открыты разделы — «Древнейшая история Смоленской земли» (100тыс. лет назад – нач. IX в. н.э.) и «Смоленск в составе Древнерусского государства в IX – нач. XIII вв.».
Среди представленных экспонатов: кремневые орудия охоты древних людей, каменные топоры, фрагменты глиняных сосудов, бронзовые украшения и предметы культа, а также макеты, карты, реконструкции. Украшением экспозиции является подлинный сохранившийся скелет мамонта.
Во 2-м зале постоянной экспозиции находятся археологические памятники Гнёздовского комплекса (IX-X вв.): не имеющая аналогов в мире корчага-амфора с древнейшей русской надписью, знаменитые франкские стальные мечи (оружие викингов-варягов), редчайшие золотые монеты – солиды византийских императоров Александра и Феофила, серебряные арабские монеты-дирхемы, бронзовые и латунные украшения, фибулы и пряжки. В экспозиции можно увидеть реконструированные антропологами облики жителей Гнёздовского поселения и их аутентичные костюмы.
В экспозиции представлены уникальные археологические памятники древнего Смоленска (XI-XIII вв.): печать одного из первых Смоленских князей Вячеслава Ярославича, каменная гробница князя Давыда Ростиславича, известные смоленские берестяные грамоты, оружие русских витязей, величественные фрески из смоленских храмов, серебряные гривны-украшения и слитки, западноевропейские монеты-денарии. Можно познакомиться с предметами повседневного быта древних смолян, увидеть фрагмент дома 800-летней давности, объёмные макеты древних храмов Смоленска.
В 2014 году был открыт новый раздел постоянной экспозиции Исторического музея «История и культура Смоленщины в XIII-XVIII веках»: Монголо-татарское нашествие XIII века, взаимоотношения с Великим княжеством Литовским в XIII-XV веках, собирание русских земель и возвращение Смоленска в состав русского государства в 1514 г., строительство Смоленской крепостной стены в 1596-1602 гг., героическую оборону Смоленска от польских захватчиков в 1609-1611 гг., окончательное освобождение смоленской земли в 1654 г., реформы Петра I начала XVIII в., участие Смоленщины в Северной войне 1700-1721 гг., образование и развитие Смоленской губернии.
Ян III Собеский – король польский и великий князь литовский. Заключил в 1686 году Вечный мир с Россией, по которому Смоленск и Киев признавались русскими городами.
Пётр I
Екатерина II
Недалеко от Исторического музея, на улице Ленина в доме №10а находится музей «Городская кузница XVII века»
Недалеко от Исторического музея, на улице Ленина в доме №10а находится музей «Городская кузница XVII века»
Здание, в котором располагается музей, – самое старое из сохранившихся гражданских зданий Смоленска, был построен в первой половине XVII века. Первоначально здесь размещалась «польская архива», а в XVIII веке здание было приспособлено под кузницу инженерного дома.
Музей состоит из двух небольших помещений.
В первом помещении музея можно увидеть подлинные орудия труда и многочисленные изделия кузнечного ремесла XVII-XIX вв., среди которых ключи и замки различной формы и величины, холодное оружие, посуда, светцы, подсвечники.
Цеховое знамя смоленских кузнецов 1839 года.
Во втором помещении воссоздан кузнечный горн с мехами, настоящая наковальня, представлены рабочие инструменты кузнеца. Освещение кузницы создаёт иллюзию естественной обстановки работы мастера. Свет пламени горна переносит нас во времени в глубину веков, и кажется, что вот-вот войдёт кузнец, чтобы узнать, с каким заказом мы пожаловали…
Свод кузницы хранит копоть времён.
Далее наш путь лежал в музей «Смоленский лён».
Музей «Смоленский лён» расположен в Никольской башне Смоленской крепостной стены на улице Маршала Жукова (на пересечении с улицей Тухачевского).
Хранитель музея «Смоленский лён».
Музей-заповедник «Смоленский лён» открыт 25 декабря 1980 года и стал первым в России музеем льна.
Возделыванием льна, его переработкой, ткачеством на смоленской земле люди занимались со стародавних времен.
Лён – очень древнее культурное растение. Из волокон льна делают ткани, нитки, скатерти, полотенца, одежду. Чтобы получить льняные нити стебли растения сначала вымачивают, затем сушат и на трепальной машине отделяют волокно от остальной части стебля костры – жёсткой коры растения. Льняные ткани очень красивы, хорошо впитывают влагу и быстро высыхают.
Льняную костру применяют в производстве бумаги и пластмасс.
Самое длинное и прочное волокно у льна-долгунца.
Льноводством занимаются во многих странах, но русский лён славится на весь мир очень хорошим качеством.
Есть ещё очень важное свойство льна – это масленичная культура. Масло содержат семена льна. Особенно богаты маслом семена льна-кудряша. Масло используют для приготовления пищи, рыбных консервов и кондитерских изделий, оно входит в состав олифы и мыла. Также его используют для изготовления клеёнки и линолеума.
Даже жмых, оставшийся после отжима, тоже не пропадает, его используют на корм для скота.
Тяжёлым был труд по возделыванию и обработке льна.
В старину пряли вручную, потом – на самопрялках, теперь – на мощных станках-автоматах.
В музее представлена история развития льноводства на Смоленщине. Эту уникальную экспозицию называют гимном «северному шелку». В неё вошли пахотные орудия, подлинные орудия возделывания и обработки льна, богатая коллекция смоленского костюма с поясами и головными уборами — «андараки», «саяны», «сорококлины», вышивки, набойка, кружево.
Надвратная Никольская башня получила название по месту расположенной рядом Верхне-Никольской церкви, разрушенной во время войны 1812 года. Башня сильно пострадала в августе 1812 г. во время штурма города Наполеоном. Через Никольскую башню Наполеон с армией въехал в Смоленск.
В 19 веке и до 1919 года в нише-киоте над воротами башни находилась икона Св. Николая. Прежние названия – Еленская башня, Еленевские и Ельнинские ворота – она получила от отходившей отсюда дороги на Ельню.
Высота башни с внешней стороны от подошвы до зубцов 15 м 74 см
Высота зубцов башни – 2 м 24 см. Длина башни – 14 м 77 см
Толщина стен башни – 1 м 82 см. Имела земляное прикрытие. В воротах была металлическая опускаемая решетка «герса».
Ещё одно историческое здание Смоленска – Дом Энгельгардта.
Смоленск, ул.Глинки, дом №4
Дом камер-юнкера А. П. Энгельгардта является памятником архитектуры, построен в 1878-1879 годах, автором проекта является архитектор Коноплянский Ю.Ю.
Александр Платонович Энгельгардт был главой Смоленской губернии с 1877 по 1887 год.
Много сделал для развития городского хозяйства, культуры и образования: при нём в городе были построены водопровод, здание городской думы, завод красок, открыты три новых начальных школы, три училища, Смоленская Мариинская женская гимназия, Историко-археологический музей (1888); введено бесплатное пользование губернской земской больницей. Активно участвовал в сборе средств на создание и открытие в Смоленске в 1885 году памятника М. И. Глинке. Избирался членом многочисленных общественных организаций, в том числе Смоленского благотворительного общества, Смоленского общества помощи юношеству, президентом общества сельского хозяйства.
Особняк считается лучшим архитектурным произведением периода эклектики, стилизованным под барокко, в Смоленской области. Основной объём здания — прямоугольный. Он дополняется асимметричными выступами со двора. Мезонин здания завершается пологой кровлей. Фасад здания украшен тумбами с вазонами, аттиками с круглым отверстием в центре. Верхние углы окон скруглены. Кирпичные стены здания оштукатурены.
Арочный вход в здание ведёт в большой вестибюль. В юго-восточном углу здания находится зал со множеством окон, а в северо-западном — зимний сад. Трёхмаршевая лестница ведёт в мезонин. Подвал здания состоит из помещений с парусными и бочарными сводами, прорезанных распалубками и разделённых арками.
С юга к дому примыкают трёхпролётные арочные ворота, декорированные под барокко.
В настоящее время в здании расположен Дворец Бракосочетания.
Вдоволь нагулялись мы по Смоленску. Единственное, чего мы так и не сделали, так не полазили по башням. Было начало путешествия, а в музее «Смоленский лён», когда мы покупали книжечку о Смоленской крепости, нас любезно предупредили, по каким башням лазить опасно. Решили отложить башни до следующего приезда в Смоленск.
Пора ехать дальше, впереди нас ждали замки – Мирский и Несвижский и столица Беларуси – Минск.
«Зелёную карту» мы купили заранее, но её также можно купить по дороге.
Вот такие цены были на заправке перед границей с Беларусью.
Границу мы проехали, даже не заметив, где она была. Нас не останавливали, документы не проверяли. Потом мы увидели цены на бензин на заправках Беларуси, они были везде одинаковые. Везде принимают к оплате карты: заправки, магазины, кафе, гостиницы. Шоссе приличного качества, скоростной режим лучше не нарушать. Только краснодарские номера отличились и здесь, белая машина неслась с очень большой скоростью. В основном все ехали с допустимой скоростью. Трафик небольшой, пробок мы не наблюдали.
В первом же придорожном отеле было казино, далее была та же картина. Отель – казино, ресторан – казино…
План поездки прорабатываем досконально, стараемся избегать неожиданностей. Особенно после нашей поездки в 2008 году, которая нам запомнилась на всю жизнь и седых волос тоже прибавила. Может быть, когда-нибудь я рассказ об этом путешествии тоже опубликую на сайте…
А пока…
Мирский замок ждёт нас, гостеприимно распахнув свои ворота.
Продолжение следует …
Список всех частей здесь
Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов